Дело № 2-6555/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Кис В.Е.,
при секретаре Чистобаевой В.С.,
при участии:
- помощника прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска Бойцова М.С.,
- представителя УМВД России по г. Мурманску Караваева Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения,
установил:
прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее по тексту - КРГХ администрации г. Мурманска) об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что юридическим лицом КРГХ администрации г. Мурманска, ответственным за содержание улично-дорожной сети в г. Мурманске в соответствии с требованиями стандартов, ном и правил, нарушены требования ГОСТ Р 52766-2007, ФИО4 52289-2004, а именно: при движении по <адрес> вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части, отсутствуют пешеходные ограждения. Просит суд обязать КРГХ администрации г. Мурманска организовать и обеспечить установку пешеходных ограждений вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части на <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования уточнил, просила суд обязать КРГХ администрации г. Мурманска устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - КРГХ администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором указал, что Комитет полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, просит предоставить разумный срок исполнения требований, дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица – ОГИБДД УМВД России по Мурманской области в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором указал, что заявленные требования законные и обоснованные, при условии установления разумного срока на исполнение требований. Дело просит рассмотреть без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Статьей 3 указанного Федерального закона закреплено, что основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ закреплено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 12 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона, а также ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
В силу статьи 47 Устава муниципального образования город Мурманск полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальные функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).
Пунктом 4.14 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, утвержденного постановлением администрации г. Мурманска от 14.05.2005 № 427, установлено, что в функции Комитета входит организация содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения, элементов обустройства дорог и объектов благоустройства в границах муниципального образования г. Мурманск. Осуществление муниципального контроля над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, контроля над сохранностью объектов благоустройства в границах муниципального образования г. Мурманска (п. 4.15 Положения).
Таким образом, именно Комитет в силу приведенных норм обязан осуществлять организацию содержания автомобильных дорог в г. Мурманске, а равно является ответственным за ненадлежащее содержание таких дорог.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения при движении по <адрес> вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части, отсутствуют пешеходные ограждения.
В связи с указанным нарушением постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД УМВД России по г. Мурманску от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в адрес Комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указанное постановление изменено в части назначения административного наказания путем снижения размера штрафа до <данные изъяты> рублей. В остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
Решение суда вступило в законную силу.
Вместе с тем, фактически нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранено.
Так, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа с привлечением сотрудника отделения ГИБДД УМВД России по г. Мурманску, в присутствии представителя Комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска проверкой установлено, что на <адрес> вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части, пешеходные ограждения отсутствуют.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007 указанный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружаю ей среды.
Согласно пункту 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, предусматривает, что удерживающие ограждения устанавливают, в том числе на обочинах автомобильных дорог, на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы.
При указанных обстоятельствах, анализируя установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о понуждении ответчика организовать и обеспечить установку пешеходных ограждений вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части на <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004.
При определении срока в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признает разумным заявленный прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ИНН <данные изъяты>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и обеспечить установку пешеходных ограждений вдоль тротуара, примыкающего к проезжей части на <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца.
Председательствующий Кис В.Е.