Дело № 2а-5095/2019
42RS0009-01-2019-008072-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Потапенко А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«28» ноября 2019 г.
административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера Чакилевой О. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, государственному регистратору Трубициной Е. В., государственному регистратору Чернышову К. Г. о признании незаконными решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета ### от 14.08.2019г., решения (уведомления) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019г. ###, от 25.09.2019г. ###; обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец кадастровый инженер Чакилева О. М. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ###, вынесенное государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е. В. и последующие решение (уведомление) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.09.2019 ###, и решение (уведомление) об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года ###; обязать Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от ### и ### и представленного технического плана с учетом доработок.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с государственным контрактом ### от 20.06.2019 г., заключенным между МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» (далее - ООО «КОКЦ») подрядчиком выполняются кадастровые работы по подготовке технических планов в связи с образованием нежилых помещений путем раздела по существующим строительным конструкциям здания, расположенного по адресу: по адресу: ....
Выполнение кадастровых работ по данному контракту поручено административному истцу, как кадастровому инженеру ООО «КОКЦ».
В результате проведения кадастровых работ было создано 6 нежилых помещений площадью: 73,7 кв.м., 85,5 кв.м., 139,4 кв.м., 18,4 кв.м., 79,0 кв.м, и 39,8 кв.м. Сумма площадей созданных помещений составляет 435,8 кв.м., и равна сумме площадей здания, в котором они расположены.
На вновь созданные помещения были подготовлены 6 технических планов и вместе с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права направлены в Управление Росреестра по Кемеровской области для осуществления регистрационных действий.
В отношении двух нежилых помещений площадью 73,7 кв.м, и 85,5 кв.м, были приняты положительные решения об осуществлении государственного кадастрового учета, в отношении остальных четырех помещений были получены уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 31.07.2019г. года ### и ### нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е. В. было принято решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ### (далее - решение о приостановлении) и в последующем, в связи с неустранением причин приостановки, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышовым К. Г. было принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019г. ###, и в дальнейшем Трубициной Е. В. принято еще одно решение об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года ### (далее - решения об отказе в снятии приостановления).
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - закон о кадастре) указанные решения, административным истцом были оспорены в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу (далее - апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения заявления об оспаривании вышеуказанных решений апелляционной комиссией было принято решение от 24.10.2019 г. ### об отклонении заявления. Таким образом, был соблюден установленный законом досудебный порядок урегулирования спора.
С решением (уведомлением) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ###, с решениями об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.09.2019г. ### и от 25.09.2019г. года ###, решением апелляционной комиссии от 24.10.2019 г. ### не согласна по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015г. № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования) предусмотрено также, что при отсутствии перечисленных выше документов, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании технического паспорта помещения или здания, изготовленных до 01.01.2013г.
Частью 11 статьи 24 Закона 218-ФЗ определено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
При этом в п. 20 Требований к подготовке технического плана помещения дополнительно указано, что при отсутствии проектной документации здания или сооружения сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании Декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами.
С учетом перечисленных выше правовых норм при подготовке технического плана на помещение площадью 139,4 кв.м, мной были проанализированы сведения Единого государственного реестра недвижимости, а также представленные Заказчиком работ документы: технический паспорт на здание гаража по состоянию на 2006г., технический паспорт здания гаража по состоянию на 2013г. В связи с отсутствием реконструкций и перепланировок создаваемого помещения проектная документация не изготавливалась, разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Образуемое нежилое помещение площадью 139,4 кв.м, соответствует требованиям, предъявляемым к нежилому помещению, является изолированным от других смежных помещений, имеет самостоятельный выход на улицу, с двух сторон помещение ограничено стенами здания, со стороны смежного помещения площадью 39,8 кв.м, образуемое помещение ограничено перегородкой толщиной 15 см. Конфигурация помещения по данным натурного обследования соответствует конфигурации, согласно поэтажным планам, содержащимся в технических паспортах на здание по состоянию на 2006г. и по состоянию на 2013г., и отражена на чертеже объекта недвижимости.
При анализе технических паспортов за 2006г. и 2013г. было выявлено, что технический паспорт на здание в 2013г. изготавливался с целью устранения ошибок, допущенных при составлении технического паспорта 2006г. Кроме того, имелась информация о том, что сведения о здании гаража были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2013г. на основании технического паспорта, изготовленного в 2013г.
Поскольку проектная документация и разрешение на ввод здания в эксплуатацию отсутствуют, кадастровым инженером было решено подготовить технический план на основании декларации об объекте недвижимости. При этом было принято во внимание, что по данным натурного обследования раздел здания на нежилые помещения осуществляется по существующим строительным конструкциям, без проведения реконструкции и капитального ремонта.
Возможность оформления технического плана в данном случае на основании декларации об объекте недвижимости подтверждается Департаментом недвижимости Минэкономразвития России в письме № Д23и-1578 от 14 апреля 2015 г. относительно подготовки технических планов помещений в результате перепланировки помещений, где Департамент указывает на то, что в отношении государственного кадастрового учета нежилых помещений, осуществляемого в связи с разделом нежилого помещения по существующим строительным конструкциям, при котором не изменяется план этажа, план здания (сооружения), в котором такое помещение расположено, (то есть, например, не осуществляется снос, замена, возведение строительных конструкций), сведения о таких помещениях могут быть включены в технический план на основании декларации об объекте недвижимости.
Таким образом, в уполномоченный орган было направлено заявление от 31.07.2019г. года от 31.07.2019г. года ### о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м., и было получено решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета от 14.08.21019 ###, согласно которому технический план не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (п.7 ч.1 ст. 26 Закона №218-ФЗ) и положениям:
п. 20 Требований к подготовке технического плана, а именно, что дополнительно к декларации необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные соответствующими органами, осуществляющими выдачу указанных документов.
п. 43, п. 50 Требований подготовке технического плана - в связи с тем, что данная версия XML-схемы не предусматривает внесение сведений о наименовании объекта учета в соответствующую строку раздела «Характеристики объекта недвижимости», данную информацию необходимо отразить в разделе «Заключение кадастрового инженера»,
п. 8 Требований к подготовке декларации - подпись представителя соответствующего органа местного самоуправления заверяется оттиском печати соответствующего органа.
Для устранения причин приостановления был сформирован технический план, с включением в него, декларации заверенной оттиском печати соответствующего органа, технических паспортов от 2006г. и 2013г., а также запроса ### от 14.08.2019г. о предоставлении сведений по проведению реконструкции здания и письма - ответа ### от 20.08.2019 г. Комитета архитектуры Администрации города Юрги о том, что разрешение на реконструкцию здания не выдавалось. Проведенный анализ приложенных документов был подробно описан в разделе «Заключение кадастрового инженера».
При рассмотрении доработанного технического плана государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышовым К. Г. было принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019г. ### с указанием на несоответствие технического плана:
- п. 20, 51, 59 Требований (а именно расхождение графики помещения с представленным техническим паспортом и чертежами (расположение оконного проема в помещении с внутренними обмерами 4,19x3,72, а также расположение дверного проема в помещении с внутренними обмерами 1,00x1,67 и 0,94x1,70) Также следует отметить, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Необходимо устранить данное несоответствие.
Для устранения перечисленных выше замечаний государственного регистратора был подготовлен и предоставлен в уполномоченный орган доработанный технический план, где были устранены расхождения в части расположения оконного и дверного проемов.
Что касается замечания государственного регистратора в части невозможности однозначно определить является ли объект объектом капитального строительства, то данное замечание является не корректным, не основанным на требованиях действующего законодательства.
Помещение - это внутренняя изолированная, имеющая общий замкнутый контур, часть здания, состоящая из одной или нескольких комнат, отделенная от смежных помещений стенами (перегородками) без открытых проемов, и имеющая самостоятельный выход на улицу, коридор общего пользования или на лестничную клетку, предназначенная для использования в нежилых и иных целях.
Созданное нежилое помещение площадью 139,4 кв.м, соответствует требованиям, предъявляемым к нежилому помещению, является изолированным от других смежных помещений, имеет самостоятельный выход на улицу, с двух сторон помещение ограничено стенами здания, со стороны смежных помещений образуемое помещение ограничено перегородками. Конфигурация помещения согласно проведенного натурного обследования соответствует конфигурации, отраженной в техническом паспорте на здание по состоянию на 2006г., а также соответствует техническому паспорту на здание по состоянию на 2013г.
Требований о том, что строительные конструкции, ограждающие помещение, должны быть капитальными, законодательством не установлено. Рекомендаций по устранению данного несоответствия государственным регистратором в решении об отказе в снятии приостановления также не отражено. К тому же следует отметить, что государственный регистратор не наделен полномочиями по определению капитальности строительных конструкций.
При этом для того, чтобы уполномоченный орган убедился в наличии перегородки между помещениями, к доработанному техническому плану были приложены фотоматериалы, на которых отображена спорная перегородка.
Однако при вынесении государственным регистратором Трубициной Е. В. решения об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года ### замечание о капитальности стены не было снято, фото не принято в качестве подтверждения наличия перегородки, и вновь принято решение об отказе в снятии приостановления.
Апелляционная комиссия при вынесении решения ### от 24.10.2019г. отклонила заявление кадастрового инженера и сослалась на несоответствие технического плана положениям пункта 20 Требований по подготовке технического плана. Кроме того, комиссия сослалась на обоснованность решения о приостановлении и решения об отказе в снятии приостановления в связи с расхождением графики в представленном техническом плане и техническом паспорте 2006г. в части расположения оконного и дверного проема, не учитывая, что на момент рассмотрения заявления кадастрового инженера на заседании комиссии, данные несоответствия уже были устранены, и не являлись основанием для принятия решения об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года###.
При этом указанную в решении от 25.09.2019г. причину отказа в снятии приостановления - «невозможность однозначно установить наличие капитальной стены» в рамках рассмотрения заявления кадастрового инженера апелляционная комиссия не обсуждала и в решении ### от 24.10.2019г. свою позицию по данному вопросу не отразила.
Указанные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что заявление административного истца комиссией рассматривалось формально, без учета всей информации и документов, представленных для осуществления кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Согласно ч. 15 указанной статьи кадастровый инженер может быть исключен из членов саморегулируемой организации в случае принятия в течение календарного года органом регистрации прав решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если не устранены причины приостановления учета, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером техническим планом и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Необоснованное принятие государственным регистратором решения о приостановлении и решений об отказе в снятии приостановлении нарушает права и законные интересы административного истца, как кадастрового инженера, и может повлечь применение саморегулируемой организацией к ней, предусмотренных законодательством мер ответственности.
Определением суда от 31.10.2019 г. приняты меры предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета ### от 14.08.2019г. вынесенного государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е. В. до вступления в законную силу решения суда по данному административному делу.
Административный истец Чакилева О.М. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Федькова О.П., действующая на основании доверенности от 10.10.2019 г., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу Ермакова М.В., действующая на основании доверенности от 08.10.2019 г., Заскалета И.С., действующая на основании доверенности от 06.06.2019 г. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, предоставили возражения на административное исковое заявление в письменном виде.
Административные ответчики - государственные регистраторы Трубицина Е.В., Чернышов К.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали.
Генеральный директор заинтересованного лица ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» Артёмов А.В., действующий на основании Устава, представитель заинтересованного лица Овчаренко В.В., действующая на основании доверенности от 14.01.2019 г., в судебном заседании пояснили, что считают заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в процессе, допросив свидетеля, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии п.п. 1, 2 ст. 1 кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с государственным контрактом ### от 20.06.2019 г., заключенным между МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр», ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» необходимо было выполнить кадастровые работы по подготовке технических планов в связи с образованием нежилых помещений путем раздела по существующим строительным конструкциям здания, расположенного по адресу: по адресу: ....
Выполнение кадастровых работ по данному контракту поручено административному истцу Чакилевой О.М., как кадастровому инженеру ООО «КОКЦ».
В результате проведения кадастровых работ было образовано 6 нежилых помещений площадью: 73,7 кв.м., 85,5 кв.м., 139,4 кв.м., 18,4 кв.м., 79,0 кв.м, и 39,8 кв.м.
Административный истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 31.07.2019 г. ### (номер заявления о государственной регистрации права ###) и предоставила технический план от 31.07.2019, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 31.07.2019г. года ### и ### нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е. В. было принято решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ### (далее - решение о приостановлении) и в последующем, в связи с неустранением причин приостановки, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышовым К. Г. было принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019г. ###, и в дальнейшем Трубициной Е. В. принято еще одно решение об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года ### (далее - решения об отказе в снятии приостановления).
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - закон о кадастре) указанные решения, административным истцом были оспорены в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу (далее - апелляционная комиссия).
По результатам рассмотрения заявления об оспаривании вышеуказанных решений апелляционной комиссией было принято решение от 24.10.2019 г. ### об отклонении заявления.
Член апелляционной комиссии ЛИЦО_9, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что апелляционной комиссией 01.10.2019 г. рассматривался, в том числе, вопрос о признании незаконным решения (Уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2019 г.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Суд считает оспариваемые решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ###, об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019г. и от 25.09.2019 г., законными и обоснованными.
Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как было указано выше, по результатам рассмотрения представленных с заявлением Чакилевой О.М. документов сформировано Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2019 ### по основаниям, предусмотренным п. 20, 43 и 50 Требований к подготовке технического плана, а также п. 8 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 г. №953 (далее - Требования № 953).
А именно, в соответствии с п. 20 Требований № 953 сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.
При отсутствии проектной документации здания или сооружения сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании Декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами, в частности: копии договора долевого строительства, содержащего описание такого помещения, машино-места, акта приема-передачи готового помещения, машино-места.
Представленный технический план был подготовлен на основании одной Декларации, в связи с чем, заявителю было рекомендовано подготовить технический план на основании документов, указанных в п. 20 Требований № 953, либо дополнительно к Декларации представить документы от уполномоченного органа, подтверждающие, что подготовка и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации здания не требовалась, что технический паспорт помещения или технический паспорт здания до 1 января 2013 г. не изготавливались.
Кроме того было отмечено, что в Декларации в разделе «1.8. Наименование объекта недвижимости» указано наименование помещения - Нежилое помещение; в связи с тем, что действующая XML-схема, используемая для подготовки технического плана, не предусматривает внесение сведений о наименовании объекта учета в соответствующую строку, было рекомендовано отразить наименование помещения в разделе «Заключение кадастрового инженера».
21.08.2019 г. Чакилевой О.М. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу было представлено заявление о приеме дополнительных документов ### (###) и технический план от 21.08.2019 г. В состав Приложения технического плана включены, в том числе следующие документы:
- декларация от 29.07.2019г.;
- ответ Комитета архитектуры Администрации города Юрги от 20.08.2019 ### о том, что разрешение на реконструкцию на объект недвижимости, расположенный по адресу ..., не выдавалось;
- технический паспорт от 31.05.2006, инв. ### на здание - Гараж площадью 333,8 кв.м.;
- технический паспорт от 29.07.2013, инв. ### на здание - Гараж площадью 435,8 кв.м.
По результатам проверки было сформировано уведомление об отказе в снятии с приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019 ### в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по основаниям, предусмотренным:
- п. 20,51,59 (выявлено расхождение графики помещения с предоставленным техническим паспортом и чертежами (расположение оконного проема в помещении с внутренними обмерами 4,19x3,72; также расположение дверного проема между помещениями с внутренними обмерами 1,00x1,67 и 0,94x1,70). Рекомендуется привести в соответствие графическую часть Технического плана. Также следует отметить, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Необходимо устранить данное несоответствие).
06.09.2019 г. Чакилевой О.М. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу было представлено заявление о приеме дополнительных документов ### ((###) и технический план от 06.09.2019 г.
По результатам проверки было сформировано уведомление об отказе в снятии с приостановления государственного кадастрового учета от 25.09.2019 ### в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по основанию, предусмотренному:
п. 20,51,59 в связи с тем, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Также представленную фотографию нельзя однозначно отнести к объекту учета;
п. 50 - в заключении кадастрового инженера указано наименование объекта - «нежилое помещение», при этом в документе (технический паспорт), на основании которого подготовлен технический план, сведения о наименовании объекта отсутствуют. Рекомендуется уточнить данную информацию.
При этом, согласно п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
В соответствии с п.24 ч.2 ст.2 Технического регламента строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Как указано в п.4 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
При этом обособленность как признак помещения представляет собой пространственную характеристику, указывающую на то, что часть здания или сооружения ограничена строительными конструкциями.
В то же время изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям.
Таким образом, под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью - возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.
Стены и перегородки отражаются на плане этажа либо плане здания (сооружения) технического плана помещения, подготовленного в соответствии с Требованиями Приказа №953, с использованием специальных условных знаков.
Законом о регистрации недвижимости, как и ранее Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусмотрено отражение в кадастре недвижимости сведений о материале стен (перегородок), если объектом недвижимости является помещение.
С учетом изложенного в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 03.07.2015 N ### «О рассмотрении обращения» отмечалось, что при определении кадастровым инженером изолированности помещения необходимо учитывать, являются ли стены (перегородки) строительными конструкциями здания (то есть частью здания) и обеспечивают ли они (в том числе материал, из которого они изготовлены) возможность исключения доступа в такое помещение.
Так, объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК)).
Пунктом 10.2 ст. 1 ГрК предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Как следует из пояснений представителей административного ответчика, из представленных документов, в том числе фотографии, не следовало, что за строительная конструкция отделяет данное помещение от соседнего (стена / перегородка); также из представленного не следует, позволяют или нет конструктивные характеристики указанной перегородки осуществить ее перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба.
При этом, согласно п. 51 Требований, в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные". В чертеже производится зарисовка контура наружных капитальных стен здания, контура стен пристроек, крылец, ступеней, а также оконных и дверных проемов по всему наружному периметру стен или частично.
В соответствии с п. 59 Требований, на плане этажа либо плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или чертеже, стены и перегородки, в том числе внутренние.
В силу п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.
Вместе с тем, в техническом паспорте от 31.05.2006 г. и техническом плане от 21.08.2019г., имеются различия в их графической части, что приводит к сомнениям в определении данной конструкции.
Таким образом, оспариваемые решения (уведомления) приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом, с соблюдением порядка принятия решений, предусмотренного действующим законодательством, в связи с чем, заявленные исковые требования о признании незаконными решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 ###, вынесенного государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е. В. и последующие решения (уведомления) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.09.2019 ###, а также от 25.09.2019г. года ###; возложении на Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадью 139,4 кв.м, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от ### и ### и представленного технического плана с учетом доработок, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования кадастрового инженера Чакилевой О. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, государственному регистратору Трубициной Е. В., государственному регистратору Чернышову К. Г. о признании незаконными решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета ### от 14.08.2019г., решения (уведомления) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019г. ###, от 25.09.2019г. ###; обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 02.12.2019 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-5095/2019 Центрального районного суда г.Кемерово