Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
с участием заявителей ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО6, представителя ФИО2 по РИ по доверенности ФИО10 З.Х.,
при секретаре ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на неправомерные действия ФИО2 по РИ,
У С Т А Н О В И Л:
В результате конфликта осени 1994 года в Чеченской Республике заявители вынуждены были покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где ими было подано ходатайство о признании вынужденными переселенцами. В Миграционной службе РИ им был предоставлен статус вынужденных переселенцев и выданы соответствующие удостоверения. Для продления статуса они систематически обращались для прохождения переучета в ФИО2 по РИ, о чем имеются соответствующие отметки в удостоверениях, а также ежегодные решения районного суда о продлении статуса. Их квартира, находящаяся в Чеченской Республике и расположенная в <адрес> по пер. Леонова 4, <адрес> принадлежащая им на праве собственности, в ходе боевых действий полностью разрушена и поэтому возвращаться им некуда. Собственного жилья они не имеют. С 1996 года они поменяли уже пять мест жительства и в настоящее время проживают у чужих людей в летней времянке без каких-либо удобств. При обращении в миграционную службу РИ последние четыре года им систематически отказывают в продлении статуса вынужденного переселенца, мотивируя это получением компенсации в размере 135 000 рублей. Отказ ФИО2 по РИ в продлении срока действия статусов вынужденных переселенцев, исключении их из списков единой базы вынужденных переселенцев из ЧР, исключении их из сводного списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий считают неправомерным. Просят продлить им статус вынужденных переселенцев из ЧР с восстановлением их в сводном списке и базе данных вынужденных переселенцев из ЧР до полного жилищного обустройства на новом месте всей семьи.
Заявители ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО6 в судебном заседании поддержали требования, изложенные в заявлении и просили их удовлетворить. Дополнительно просили суд обязать ФИО2 по РИ включить их в сводный список лиц, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и направить эти сведения в Министерство по внешним связям, национальной политики, печати и информации РИ для принятия их на учет.
Заявитель ФИО5 в судебное заседание не явилась, однако в письменном заявлении просит рассмотреть данное гражданское дело без ее участия, т.к. по семейным обстоятельствам не может присутствовать на судебных заседаниях. Требования, изложенные в заявлении, поддерживает полностью.
Представитель ФИО2 З.Х. требования заявителей не признала и просила отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, - статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Из имеющихся в деле копий удостоверений вынужденных переселенцев №№ н, 5542 н, АД № усматривается, что заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденных переселенцев. По последней отметке срок действия статуса вынужденных переселенцев заявителям продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В удостоверение ФИО3 вписаны ее несовершеннолетние дети.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п.4 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
Одним из препятствий для обустройства на новом месте жительства для заявителей является отсутствие собственного жилья, и статус вынужденного переселенца им необходим для решения жилищного обустройства.
Как видно из уведомления ФИО2 по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 2006 году им выплачена компенсация в размере 137 000 рублей за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике, а также в 2001 году выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда на приобретение (строительство) жилья в размере 41 731 рублей.
Как установлено п.4 ст.7 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ №4530-1, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с российским законодательством выплачивается компенсация. Пунктом 1 ст. 8 этого закона предусмотрено, что вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул и не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.
Лишение статуса вынужденного переселенца только по основаниям оказания частичной государственной помощи, не соответствующей реальным расходам, связанным с восстановлением жилья, поскольку помощь выделяется без учета подорожания строительных материалов и работ, без учета инфляции, влечет за собой негативные последствия, которые сопряжены с невозможностью их реализации и иных установленных законом прав.
Получение заявителями компенсации и ссуды за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания либо восстановить свое прежнее жилье.
Из материалов дела следует, что решением Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ заявителям продлен срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской республики на один год со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением № г. от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РИ оставила данное решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вместе с тем, доводы ФИО2 по РИ, на основании которых заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, являлись предметом рассмотрения в суде по ранее рассмотренному аналогичному делу, с участием тех же сторон, которым дана соответствующая оценка. Соответственно отказ ФИО2 по РИ по вышеуказанным основаниям является необоснованным, поскольку эти доводы были предметом судебного разбирательства, по окончании которого, вынесено решение в пользу заявителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Каких-либо иных имеющих ограничений в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца стороной ФИО2 по РИ суду не представлено, равно как и доказательств жилищного обустройства заявителей на территории РИ (ст. 249 ГПК РФ).
Таким образом, решение органа миграционной службы об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителям суд находит незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на неправомерные действия ФИО2 по <адрес> удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> продлить ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 срок действия статусов вынужденных переселенцев из Чеченской Республики на 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> включить ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в единую базу данных вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> включить ФИО9, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в сводный список лиц, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и направить эти сведения в Министерство по внешним связям, национальной политики, печати и информации РИ для принятия их на учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья А.Б. Ярыжев