...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2а-8045/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.
при секретаре Давыдовой А.А.
с участием представителя административного ответчика УФССП по Волгоградской области Куликовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2016 года в городе Волгограде административное дело по иску Желтякова Ю. В. к УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Яковлеву А. В., заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Валитовой В. Р., руководителю УФССП России по Волгоградской области Зотову В. В. о признании постановления незаконным
установил:
Желтяков Ю.В. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по почте им получено постановление №... от 23.06.20165 об отказе в удовлетворении жалобы и признании действий судебного пристава - исполнителя правомерными. Административный истец считает постановление незаконным, поскольку судебный пристав-исполнитель Яковлев А.В. не принял надлежащих мер к вручению истцу постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и возврату исполнительного листа. Направление постановления курьерской почтой не может считаться надлежащим уведомлением, поскольку взыскатель по адресу обнаружен не был. В дальнейшем судебный пристав - исполнитель не принял своевременных мер к возвращению исполнительного листа взыскателю через почту России. Заказное письмо получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, то есть через три месяца истец смог получить исполнительный лист. Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к нарушению сроков исполнения решения суда. Истец затратил значительное время для написания жалоб, получения заказной корреспонденции. Принятием оспариваемого постановления истцу причинены нравственные страдания, поскольку должностные лица оправдывают незаконные действия судебного пристава - исполнителя Яковлева А.В..
В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела в порядке ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Волгоградской области.
В судебное заседание административный истец Желтяков Ю.В. не явился, извещался надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП по Волгоградской области Куликова Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснила, что после принятия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель своевременно сформировал почтовое отправление в адрес Желтякова Ю.В. и передал его ООО «Печать-PRESS», с которым у УФССП по Волгоградской области заключен договор на доставку корреспонденции. Письмо возвращено в отдел по причине отсутствия адресата с соответствующей отметкой от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии при личном обращении взыскателя исполнительный лист выдан ему на руки. При рассмотрении жалобы Желтякова Ю.В. на бездействие судебного пристава-исполнителя – Яковлева А.В., заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда Валитовой В.Р. установлены указанные обстоятельства и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №... об отказе в удовлетворении жалобы, действия судебного пристава-исполнителя признаны правомерными.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Яковлев А.В., заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда Валитова В.Р., главный судебный пристав Волгоградской области Зотов В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили, их участие не признавалось обязательным, в связи с чем на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленные Желтяковым Ю.В. административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
В порядке ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что Желтяковым Ю.В. в Центральный РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области предъявлено заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист ВС №..., выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №... Волгоградской области по делу №... во исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Агентство развития туризма» в пользу Желтякова Ю.В. задолженности на общую сумму 20 985 руб. 32 коп.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №...-ИП судебным приставом-исполнителем названного отдела Яковлевым А.В. в возбуждении исполнительного производства отказано по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Не располагая информацией о результатах рассмотрения его заявления о возбуждении исполнительного производства и о ходе исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ Желтяков Ю.В. письменно обратился в УФССП по Волгоградской области за разъяснениями.
Указанное заявление поручено к рассмотрению начальнику отдела – старшему судебному приставу ... отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области Томаеву А.А., постановлением которого от ДД.ММ.ГГГГ заявление взыскателя удовлетворено: судебному приставу-исполнителю Яковлеву А.В. поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить информацию о ходе исполнительного производства №...-ИП.
Письмом судебного пристава-исполнителя Яковлева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №...ФЗ, которое получено Желтяковым Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ, последний проинформирован об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ... отдел судебных приставов г. Волгограда, где лично получил исполнительный документ, о чем свидетельствует его подпись на копии исполнительного листа ВС №....
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также установлены решением Центрального районного суда г. Волгограда по делу №...а-7378/2016 от ДД.ММ.ГГГГ по иску Желтякова Ю.В. к УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Яковлеву А.В., начальнику отдела – старшему судебному приставу Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области Томаеву А.А. о признании бездействия незаконным.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда Валитовой В.Р. рассмотрена жалоба Желтякова Ю.В. на бездействие должностных лиц Центрального РО СП г. Волгограда поступившая ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения жалобы вынесено постановление №..., которым в удовлетворении жалобы Желтякова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ отказано, действия судебного пристава-исполнителя Яковлева А.В. признаны правомерными.
По существу настоящего административного дела Желтяков Ю.В. оспаривает законность указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает положения ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч.3 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При обращение в суд с настоящим административным иском Желтяковым Ю.В. указано, что копия постановления об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ им получена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на почтовом конверте. Поскольку представленные истцом сведения подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, с учетом обращения административного истца с иском ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом срок им не пропущен.
В силу ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Частью 1 ст. 13 данного Федерального закона на судебного пристава возложена обязанность использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как установлено ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», одними из основных принципов исполнительного производства являются принципы законности и уважения чести и достоинства гражданина.
Согласно правовой позиции, приведенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
По правилам п. 8 ч.1 ст. 31 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В силу ч.2 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Суд учитывает, что приведенное процессуальное положение носит организационный характер и направлено, в первую очередь, на обеспечение права взыскателя обратится за устранением недостатков исполнительного документа либо предъявить исполнительный лист в орган, уполномоченный на его исполнение, в сокращенные сроки, то есть совершить необходимые действия для получения присужденного вступившим в законную силу судебным актом.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, после принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Яковлевым А.В. сформировано почтовое отправление с копией постановления и исполнительным листом, которое передано в курьерскую службу ООО «Печать-PRESS», в целях доставки по адресу регистрации Желтякова Ю.В.: Волгоград, ..., что подтверждается соответствующими сведениями базы данных АИС ФССП России и карточкой почтового отправления.
Согласно отметки на указанной карточке от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии абонента, отправление возвращено в ... отдел судебных приставов г. Волгограда.
Согласно ст. 123 Федерального закона «Об исполнительном производстве», - 1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Согласно ст. 127 Федерального закона «Об исполнительном производстве», - 1. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:
1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) краткое изложение жалобы по существу;
4) обоснование принятого решения;
5) принятое по жалобе решение;
6) сведения о порядке обжалования принятого решения.
2. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
6. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.
По правилам п.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как разъяснено в п. 68 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ, статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Поскольку судебным приставом-исполнителем приняты исчерпывающие меры к вручению административному истцу исполнительного документа и копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, направленное по месту жительства Желтякова Ю.В. отправление осталось невостребованными адресатом и возвращено в ... отдел судебных приставов г. Волгограда, с учетом приведенных норм и правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ публичная обязанность по уведомлению взыскателя о принятом решении Яковлевым А.В. исполнена.
Проверив порядок направления постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, заместитель начальника отдела Валитова В.Р. вынесла оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом приведенных выше норм права оснований полагать о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя Яковлева А.В. в части несвоевременного возврата административному истцу исполнительного документа, у заместителя начальника отдела Валитовой В.Р. не имелось.
Доводы Желтякова Ю.В. при обращение с административным иском о том, что судебный пристав-исполнитель не использовал иные способы уведомления о принятом решении, состоятельными к удовлетворению иска не являются.
Так, буквальное толкование ч.2 ст. 24 Конституции РФ и основанных на ней положений ст.ст. 30, 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет судить о том, что праву стороны исполнительного производства на получение информации о принятом по исполнительному документу решении корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить этой стороне возможность получить постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Обязанность по направлению копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и исполнительного листа судебным приставом-исполнителем исполнена.
Тем самым, вопреки фактической позиции административного истца в ходе рассмотрения дела, судебный пристав не обязан добиваться от взыскателя получения копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, а должен создать к этому условия. Реализация же права на получении копии документа и возврат исполнительного листа не может сводиться к формальному обращению с письменным заявлением, без обеспечения получения корреспонденции по месту своего жительства.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отсутствие в распоряжении Желтякова Ю.В. исполнительного листа и не предъявление его в органы казначейства в период с апреля по июнь 2016 года не находится в причинной связи с вынесением заместителем начальника отдела Валитовой В.Р. отпариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а обусловлено не обеспечением самим истцом получения направленной ему корреспонденции. К моменту вынесения оспариваемого постановления уже было вынесено постановление начальником отдела Томаевым А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о поручении судебному приставу-исполнителю Яковлеву А.В. направить Желтякову Ю.В. информацию о ходе исполнительного производства.
Оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено должностным лицом Валитовой В.Р. в пределах предоставленных ей полномочий, содержит обоснование принятого решения, а также иные необходимые сведения.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем Яковлевым А.В. нарушены требования Федерального закона «Об исполнительном производстве» по своевременному направлению и вручению копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и исполнительного листа, и как следствие о незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №... ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
...
... ░.░.░░░░░░░░