дело № 2-785/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Ильиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дурглишвили Ильи Васильевича к администрации муниципального образования «город Северобайкальск», врио главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Мирошниченко А.А. об обязании предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Дурглишвили И.В. обратился в суд с данным иском к администрации муниципального образования «город Северобайкальск», врио главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Мирошниченко А.А., требования мотивированы тем, что он является инвалидом второй группы, пенсионером, по причине его заболевания, которое представляет угрозу лицам, которые с ним проживают, имеет право на отдельное жилое помещение, ответчики не предоставляют ему своевременно во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отдельного жилья он не имеет. Просит обязать ответчиков АМО «г. Северобайкальск» предоставить ему по договору социального найма во внеочередном порядке однокомнатную благоустроенную квартиру, отвечающую санитарно-техническим требованиям, исходя из льгот, установленных в РФ.
В судебном заседании истец Дурглишвили И.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Харлова Н.Я. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Вишневская В.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «г. Северобайкальск» по доверенности Сергеева Т.В. в судебном заседании возражала против требований истца, поскольку истец не признан в установленном порядке малоимущим, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия из государственного жилищного фонда, у администрации МО «г. Северобайкальск» не имеется обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
Ответчик глава администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Мирошниченко А.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела Дурглишвили И.В. является инвалидом второй группы по <данные изъяты> заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ -2016 № 1087768 от 06.09.2017 г.
В соответствии с выпиской из протокола ВК № 4067 от 23.11.2017 г. истец является инвалидом второй группы, имеет диагноз <данные изъяты>, согласно Перечня приказа МЗ РФ № 987н № от 29.11.2012 г. страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; № 991н № от 30.11.2012 г. страдает заболеванием, дающим право инвалидам на дополнительную площадь.
Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 04.04.2018 г., распоряжением № 151 от 04.04.2018 г. Дурглишвили И.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, состав семьи 1 человек, основание: Приказ МЗ РФ № 991н п. № от 30.11.2012 г., Закон РБ № 1732-III от 07.06.2006 г. Номер очередности 41 по дате подачи заявления.
Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 04.04.2018 г. Дурглишвили И.В. зарегистрирован в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, принятых на учет в связи с инвалидностью по дате подачи заявления 15.03.2018 г., основание: Приказ МЗ РФ № 991н п. № от 30.11.2012 г., Закон РБ № 1732-III от 07.06.2006 г.
Согласно справке МП «МРЦ» от 21.11.2017 г. Дурглишвили И.В. зарегистрирован адресу: <адрес> жилом помещении совместно с Л., которому принадлежит данная квартира, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия», выписке из Единого государственного реестра недвижимости судом установлено, что истец своего жилья не имеет, в соответствии со справкой отдела архитектурно-земельных отношений МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации муниципального образования «город Северобайкальск» земельные участки для индивидуального жилищного строительства истцу не выдавались.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные прав и обязанности.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817. Указанные нормативные акты утратили силу с 1 января 2018 года.
С 1 января 2018 года действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н.
Заболевания, которыми страдает истец, включены в указанные выше Перечни, утвержденные приказами Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н, от 30 ноября 2012 года N 991н.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Довод представителя ответчика о том, что истцу Дурглишвили И.В. не может быть предоставлено жилое помещение из муниципального фонда во внеочередном порядке, поскольку он не признан малоимущим, судом не принимается, во внимание, поскольку и до подачи иска и на момент рассмотрения дела Дурглишвили И.В. решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 04.04.2018 г., распоряжением № 151 от 04.04.2018 г. уже был поставлен администрацией МО «г. Северобайкальск» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, именно во внеочередном порядке, с составом семьи один человек. Номер очередности 41 по дате подачи заявления.
В данном случае, сам факт постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма свидетельствует о признании ответчиком права на получение жилого помещения по договору социального найма, причем именно на внеочередное получение жилого помещения, поскольку Дурглишвили И.В. уже состоит на очереди на внеочередное получение жилого помещения за номером 41. На момент разрешения спора истец с учета администрацией МО «г.Северобайкальск» не снят по тому основанию, что не отнесен к категории малоимущих.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, положений норм ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена на администрацию муниципального образования «город Северобайкальск».
При таком положении, поскольку Дурглишвили И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, при реализации его права на получение жилого помещения в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в пределах муниципального образования город Северобайкальск.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, пояснения сторон, принимая во внимание, что истец, являясь инвалидом и страдая тяжелой формой хронического заболевания, в связи с которым проживание с ним иных лиц в одной квартире невозможно, нуждается в предоставлении жилого помещения и имеет право на внеочередное представление жилого помещения за счет муниципального жилого фонда, принят на учет администрацией МО «г. Северобайкальск» в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, суд приходит к выводу о том, что на администрацию МО «г. Северобайкальск» подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Предоставляемое истцу по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 57 ЖК РФ относительно соблюдения нормы предоставления, а также находиться в границах МО г. Северобайкальск, отвечать санитарным и техническим требованиям.
Также администрация МО «г. Северобайкальск» при предоставлении по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления обязана обеспечить реализацию права истца на дополнительную площадь.
Доводы представителя администрации МО «г. Северобайкальск» о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Обеспечение инвалида жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации МО «г. Северобайкальск», на территории которого он проживает.
Согласно абзацу 2 статьи 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-III инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
В Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно». Действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Из вышеуказанных положений жилищного законодательства в их совокупности следует, что любой гражданин, в том числе и инвалид, признанный нуждающимся в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями вышеприведенных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на администрацию МО «г. Северобайкальск».
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди - по списку внеочередников.
Вместе с тем, исковые требования к ответчику - врио главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Мирошниченко А.А. суд считает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку данное должностное лицо не наделено самостоятельными индивидуальными полномочиями по предоставлению по договорам социального найма во внеочередном порядке жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дурглишвили Ильи Васильевича к администрации муниципального образования «город Северобайкальск», врио главы администрации муниципального образования «город Северобайкальск» Мирошниченко А.А. об обязании предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить Дурглишвили Илье Васильевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом положения части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права Дурглишвили И.В. на дополнительную жилую площадь, в границах муниципального образования «город Северобайкальск», на состав семьи в количестве одного человека.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 03.08.2018 года.
Судья: А.И. Болдонов