Решение по делу № 2а-199/2018 ~ М-183/2018 от 12.10.2018

Дело №2а-199/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 ноября 2018 года с. Угловское

Угловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Воробьевой Е.В.,

при секретаре Лединой С.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Угловского района Лисиновой Е.С.,

представителя административного ответчика Администрации Угловского района Алтайского края – Кадель И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Угловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края, Администрации Угловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия,

у с т а н о в и л :

прокурор Угловского района (после уточнения требований) обратился с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Угловского района Алтайского края и Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края, указав в его обоснование, что по результатам проведенной прокуратурой Угловского района проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании муниципальных кладбищ выявлены нарушения названного законодательства. В нарушение требований п. 2 ст. 2, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 6.3, 6.4, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 на общественном кладбище с кадастровым номером , расположенном в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира с адресом: <адрес>, урны для сбора мусора, огороженные площадки для мусоросборников с твердым покрытием отсутствуют, кладбище не обеспечено водоснабжением. Просит признать незаконным указанное бездействие административных ответчиков и обязать их в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать указанное общественное кладбище урнами для сбора мусора, огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием, а также обеспечить указанное кладбище водоснабжением.

Представитель административного истца – помощник прокурора Угловского района Лисинова Е.С. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что хотя актом и не зафиксировано, но на кладбище отсутствуют урны для сбора мусора. Полагает, что обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения должна быть возложена и на Администрацию Угловского района, так как это прямо предусмотрено законом №131-ФЗ, а будут ли данные полномочия переданы поселению в 2019 году, то есть на момент исполнения решения суда, не известно, так как соглашение еще не заключено. Ранее выделенных по соглашению средств не достаточно, незаконность действий Администрации Угловского района заключается в отсутствии с их стороны контроля за исполнением переданных полномочий.

Представитель административного ответчика Администрации Угловского района Алтайского края Кадель И.А. полагала исковые требования обоснованными в части требований к Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета, требования, заявленные к Администрации Угловского района не признала. Указала, что в соответствии с ч. 1 п. 17, ч. 4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ содержание межпоселенческих мест захоронения относится к полномочиям муниципального района. Соглашение, заключенное Администрацией района и сельсовета обязывает сельсовет осуществлять переданные полномочия в пределах межбюджетных трансфертов. При недостаточности средств для осуществления переданных полномочий сельсовет вправе обратиться с ходатайством о выделении дополнительных средств. Предусмотренных соглашением средств явно недостаточно для устранения выявленных нарушений, но ходатайства о предоставлении дополнительных субвенций на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения от Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета не поступало.

Представитель административного ответчика Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска на основании следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 8 Закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Закона №52-ФЗ).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержит следующие требования:

6.3. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.

6.4. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

6.6. На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Из представленного в материалы дела акта проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке прокуратурой Угловского района кладбища с кадастровым номером , расположенного в <данные изъяты> м от <адрес> установлено, что кладбище не обеспечено водоснабжением, отсутствует ограждение площадок для мусоросборников.

Согласно представленной Администрацией Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общественном кладбище с. Озерно-Кузнецово урны для сбора мусора отсутствуют.

В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Вопросы местного значения муниципального района регламентирует ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), по смыслу п. 17 которой содержание на территории межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района в случае наличия таковых мест на территории района.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с соглашением от 14.12.2016, а затем от 14.12.2017 Администрацией Угловского района Алтайского края полномочия в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения переданы Администрации муниципального образования Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края.

В соответствии с п. 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

Более того, согласно ст. 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Указанное выше соглашение между публичными образованиями предусматривает межбюджетные трансферты на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по содержанию мест захоронения в части, превышающей стоимость, предусмотренную соглашением, на администрацию сельского поселения, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена соглашением, а администрация Угловского района Алтайского края надлежащим ответчиком по настоящему иску не является.

Недостаточность финансирования для реализации полномочий в рамках соглашения, не может быть принята во внимание, поскольку отношения двух органов власти по поводу исполнения заключенного между ними соглашения на наличие предусмотренных законом обязанностей повлиять не могут.

Поскольку нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения установлены на момент действия соглашений от 14.12.2016 и от 14.12.2017, когда полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения были переданы Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края, постольку и признанию незаконным подлежит бездействие Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края по непринятию мер к соблюдению требований СанПиН 2.1.2882-11.

Довод административного истца о бездействии Администрации Угловского района Алтайского края, выразившемся в отсутствии контроля за исполнением переданных полномочий, по мнению суда, не обоснован. Соглашениями от 14.12.2016 и от 14.12.2017 предусмотрено право района контролировать осуществление поселением переданных полномочий, а на поселение возложена обязанность осуществлять переданные полномочия и представлять документы и иную информацию, в том числе отчетную, связанную с выполнением переданных полномочий, ежемесячно по мере исполнения полномочий (раздел 3 соглашения).

В связи с тем, что обязанность по содержанию мест захоронения в соответствующем законодательству состоянии не исполнена Администрацией Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края, то и устранять эти нарушения обязан данный ответчик.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом, то есть определение срока исполнения решения суда входит в полномочия суда.

С учетом климатических условий, влияющих на возможность обеспечения кладбища водоснабжением, необходимости оформления документации на водопровод или колодец, суд приходит к выводу об определении срока исполнения решения суда до 01 июня 2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    административные исковые требования прокурора Угловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края, Администрации Угловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края по не принятию мер к установке урн для сбора мусора, ограждению и оборудованию площадок для мусоросборников, обеспечению водоснабжением кладбища, расположенного в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира с адресом: <адрес>, в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

Возложить на Администрацию Озерно-Кузнецовского сельсовета Угловского района Алтайского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать кладбище, расположенное в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира с адресом: <адрес>, урнами для сбора мусора, огороженными площадками для мусоросборников с твердым покрытием, обеспечить водоснабжением указанное кладбище, в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Угловского района, и в этот же срок сообщить прокурору Угловского района и суду об исполнении решения.

В удовлетворении требований прокурора Угловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Угловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 06.11.2018.

Судья __________Е.В. Воробьева

2а-199/2018 ~ М-183/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Угловского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Угловского района
Администрация Озерно-Кузнецовского с/с
Суд
Угловский районный суд
Судья
Воробьева Елена Владимировна
12.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Судебное заседание
02.11.2018[Адм.] Судебное заседание
06.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.01.2019[Адм.] Дело оформлено
07.01.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее