Дело № 2-782/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2011 года г.Емва Республики Коми
Мировой судья Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми Микушева С.В.,
при секретаре Ракиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Добрынского <ФИО1> к Филиалу <НОМЕР> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения и понесенных затрат на оказание медицинских услуг,
у с т а н о в и л:
Добрынский В.В. обратился в Емвинский судебный участок с иском к Филиалу <НОМЕР> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения в 2010 году в сумме 24 050,00 рублей и понесенных затрат на оказание медицинских услуг в сумме 1 250,00 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что является получателем государственной помощи в виде набора социальных услуг как инвалид второй группы, в связи с чем, имеет право на ежегодное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, которую в 2010 году ответчик, ему не предоставил, хотя все необходимые для этого документы получил. Не имея никаких известий, и уведомлений о направлении на санаторно-курортное лечение в 2010 году он затратил собственные средства на приобретение путевки на санаторное лечение, а также за оказание медицинских услуг.
В ходе судебного разбирательства 28 марта 2011 года истец на своих исковых требованиях настаивал, дополнил, что в 2011 году он вновь подал документы в Филиал <НОМЕР> ФСС о постановке на очередь по санаторно-курортному лечению, однако в предоставлении путевки ему было отказано.
В судебное заседание, назначенное на 11 апреля 2011 года истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Филиала <НОМЕР> ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Устименко О.Ю.(по доверенности) просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренной ФЗ от 17 июля 1999 года за № 178-ФЗ производится за счет средств федерального бюджета. Данным Законом не предусмотрено право на первоочередное обеспечение какой-либо из льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением. Организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования РФ, который обеспечивает граждан межбюджетных трансфертов, установленных ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Региональным отделением Фонда в рамках выделенных ассигнований путем проведения процедур в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем открытия конкурса и запроса котировок. Обязательства Фонда социального страхования РФ в этой части ограничены объемом средств федерального бюджета, предназначенных на эти цели. Предоставление путёвок гражданам-получателям набора социальных услуг осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки. Филиалу <НОМЕР> РО Фонда в 2010 году было выделено 270 путёвок для выдачи льготной категории граждан, проживающим в Княжпогостском, Усть-Вымском, Удорском районах, которые были предложены гражданам в порядке очередности. Заявление истца на предоставление путёвки поступило в Филиал <НОМЕР> РО Фонда в декабре 2008 года, в сентябре 2009 года истцу была выделена путёвка в санаторий «Россиянка» г. Аната. Второе заявление истца на предоставление путёвки поступило 10 марта 2010 года на основании которого Добрынский В.В. был поставлен на учет в общую очередь на получение санаторно-курортной путёвки по № 507. Количество лиц, имеющих право на получение путевки в 2010 году значительно превышало количество путёвок приобретённых РО Фонда в рамках выделенных ассигнований. ФЗ от 17 июля 1999 года за № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи», ФЗ от 24 ноября 1995 года за № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусматривают возможность получения денежной компенсации взамен сходящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, а также выплаты гражданину за проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также компенсацию за оказание медицинских услуг. Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения, либо в виде набора социальных услуг, либо ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Филиал <НОМЕР> Регионального отделения Фонда не является юридическим лицом, это обособленное структурное подразделение Регионального отделения Фонда, следовательно, не может являться надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика по делу по инициативе суда в качестве соответчика привлечено ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК.
Представитель Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Прудникова Н.А. (по доверенности) с требованиями истца не согласилась. Пояснила, что Фонд социального страхования является негосударственным внебюджетным фондом и специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. В соответствии с требованиями ФЗ № 178-ФЗ инвалидам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг при наличии медицинских показаний, предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение. Обратившихся с заявлениями ставят в реестр на получение социальных услуг. Инвалид имеет право также отказаться от получения набора социальных услуг, обратившись с заявлением в Пенсионный фонд, и получать ежемесячную денежную выплату. Добрынский В.В. обращался в филиал фонда с заявлением и соответствующей медицинской справкой. Истец не был обеспечен путевкой в 2010 году по причине недостаточности ассигнований, выделенных в 2010 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения. По состоянию на 31.12.2010 года количество граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевки, составляло 6539 человек. Законом предусмотрено получение гражданином социальных услуг по месту жительства. Все путевки были предоставлены гражданам в порядке очередности по дате подачи заявления, первоочередное предоставление путевки законом не предусмотрено. Они обращались с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на оказание государственной социальной помощи гражданам-получателям набора социальных услуг в части оплаты за санаторно-курортное лечение, однако, средства выделены не были.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39 часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты.
В соответствии со статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалидам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний предоставляется путёвка на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте или междугородном транспорте. Статьёй 6.3 Федерального закона предусмотрено, что учёт права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2004 года № 328 был утверждён Порядокпредоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п. 3.1 которого обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Порядка путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Как следует из содержания пунктов 3.6 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256. При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
На основании п. 3.8 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В соответствии с абз. 3 п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256, срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев. Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет (абз. 3 п. 1.6 Порядка).
Как установлено материалами дела, первое заявление на предоставление санаторно-курортной путёвки поступило ответчику от Добрынского В.В. в декабре 2008 года. В сентябре 2009 года получил путевку в санаторий «Россиянка» г. Анапа. Второе заявление на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение поступило от Добрынского В.В. 10 марта 2010 года с приложением справки для получения путёвки от ноября 2008 года по профилю лечения «опорно-двигательный аппарат», выданная ММУ «Городская поликлиника» г. Ухта от 27 февраля 2010 года. На основании данного заявления Добрынский В.В. был поставлен на учёт в общую очередь на получение санаторно-курортной путевки под № 507. До настоящего времени санаторно-курортная путёвка Добрынскому В.В. на основании заявления от 10 марта 2010 года не предоставлена.
Предоставление путёвок осуществляется в порядке очерёдности по дате подачи заявления с учётом профиля лечения, указанного в справке для получения путёвки. Так, ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми в 2010 году по состоянию на 31.12.2010 года количество граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевки, составляло 6539 человек, были выданы 2695 путёвки (в том числе 2203 гражданам - получателям набора социальных услуг, 492 - сопровождающим их лицам). Из изложенного следует, что количество лиц, имеющих право на получение в 2010 году санаторно-курортной путёвки, значительно превышает количество путёвок, приобретаемых ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми в 2010 году в рамках выделенных ассигнований.
Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путёвки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам - получателям набора социальных услуг предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учётом его стоимости.
На 08 апреля 2011 года номер заявления Добрынского В.В. в общей очереди лиц, имеющих право на получение путёвок, составляет 245.
Поскольку за период 2010 года за Добрынским В.В. сохраняется право на получение льгот в натуральной форме, он не лишён права на получение санаторно-курортной путёвки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, путёвки предоставляются в порядке очерёдности, доказательств нарушения которой, истцом не представлено, действующим законодательством не предусмотрена денежная компенсация за не предоставленную санаторно-курортную путёвку и расходов понесенных за оказание медицинских услуг, в связи с чем, исковые требования Добрынского В.В. о взыскании с Филиала <НОМЕР> Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми компенсировать стоимость путёвки на санаторно-курортное лечение за 2010 год и компенсации расходов за оказание медицинских услуг не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Добрынского <ФИО1> к ГУ Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице Филиала <НОМЕР> ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК о взыскании затрат понесенных на санаторно-курортное лечение и затрат, понесенных на оказание медицинских услуг - отказать.
Решение может быть обжаловано в Княжпогостский районный суд Республики Коми через мирового судью в течение десяти дней с момента принятия.
Мировой судья С.В.Микушева
Решение вступило в законную силу: «____»___________________2011 года.
Мировой судья С.В.Микушева