Решение по делу № 2-3507/2014 от 24.02.2014

2-3507/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2014 года     г. Уфа

    Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шакирова А.С.,

при секретаре Альмеевой Ю.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении доставки больных

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 района Р Б обратился в суд с указанным исковым заявлением прося обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику
гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой ФИО2 района, в связи с поступившим обращением лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В судебном заседании представитель Прокуратуры ФИО2 района ФИО4 А.Я. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) требования поддержала по изложенным в ФИО1 доводам.

Представитель ответчика ФИО5 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) в удовлетворении ФИО1 просила отказать пояснив суду, что больные от места проживания сначала приезжают в Раевскую центральную районную больницу затем их уже на транспорте везут в <адрес>, где им проводят требуемые медицинские процедуры. Согласно представленного отзыва на ФИО1 МЗ Республики Башкортостан считает, что ФИО1 предъявлен к ненадлежащему ответчику поскольку к вопросам местного значения муниципального района, согласно подпункту 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В целях реализации вышеуказанных положений между Минздравом РБ и Администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан было подписано соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному соглашению Администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан обязуется:

обеспечить постоянный доступ транспорта к государственным учреждениям здравоохранения Республики Башкортостан, на их территориях, территориях отдельно стоящих подразделений государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в целях беспрепятственного посещения населением учреждений здравоохранения;

оказывать содействие в транспортировке пациентов в диализные центры и компенсирование расходов проезда пациентов.

Представитель, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Администрации МР Альшеевский район РБ - ФИО6( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) требования ФИО1 считает обоснованными, пояснил суду, что Администрация оказывает помощь в доставке больных путем предоставления транспорта за счет собственных средств. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости доставки больных от места их непосредственного проживания до больницы но нет транспорта.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни пациентов и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

Как установлено судом Прокуратурой ФИО2 района, в связи с поступившим обращением лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее именуется -Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится:

организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Из анализа указанных норм права следует, что транспортная доступность или так называемая географическая доступность обозначает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.

В настоящее время, как следует из текста приведенного Приказа, основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 1696-Д «О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан» утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ и перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.

Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях, Белорецке, Сибае, Белебее.

Как указано истцом и не отрицается ответчиком, согласно сведениям ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, на территории Муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан проживают 6 лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью:

ФИО7, проживающая по адресу: РБ, Альшеевский район, д. Новосепяшево (9 км. от <адрес>);

ФИО8, проживающий по адресу: РБ, Альшеевский район, д. Трунтаишево (22 км. от <адрес>);

ФИО9, проживающий по адресу: РБ, Альшеевский район, д. Кармышево (7 км. от <адрес>);

    ФИО10, проживающий по адресу: РБ, Альшеевский район, <адрес> (отдаленный район <адрес>);

ФИО11, проживающий по адресу: РБ, Альшеевский район, <адрес>1;

ФИО12, проживающий по адресу: РБ, Альшеевский район, <адрес>.

Указанные лица нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата "Искусственная почка", а также в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю.

Как установлено судом и не отрицается сторонами перечисленные лица вынуждены самостоятельно добираться от места постоянного проживания до ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ (например: ФИО8 - 22 км. только до <адрес>), откуда организована их доставка в лечебное учреждение <адрес> (76 км.).

Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центрами гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами (например: <адрес> располагается в 76 километрах от <адрес>), состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500, в связи с чем, проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью этого вида медицинских услуг.

Данный вывод подтвержден правоприменительной практикой в частности

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 09АП-28043/2010-ГК. Как указано в тексте данного Постановления - тот факт, что проезд к месту получения медицинской помощи является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медпомощи и его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, также подтверждается Письмом Верховного Суда Российской Федерации N 4ПА09 от ДД.ММ.ГГГГ которым отказано во внесении представления о пересмотре в порядке надзора решения мирового судьи судебного участка N 4 <адрес> Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 2-767/08-4, положенного в основу оспариваемого решения.

В связи с этим несостоятельно возражение ответчика со ссылкой на то, что в Порядке оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 17н и стандартах лечения почечной недостаточности доставка пациентов к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно не предусмотрена.

доставка пациентов к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно не предусмотрена.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи).

Как следует из представленных документов ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Администрацией МР Альшеевский район Республики Башкортостан заключено соглашение по созданию на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан необходимых условий для оказания медицинской помощи населению.

Согласно данному соглашению Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязуется :

организовать оказание медицинской помощи населению на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан обязуется:

обеспечить постоянный доступ транспорта к государственным учреждениям здравоохранения Республики Башкортостан, на их территориях, территориях отдельно стоящих подразделений государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в целях беспрепятственного посещения населением учреждений здравоохранения;

оказывать содействие в транспортировке пациентов в диализные центры и компенсирование расходов проезда пациентов.

Вместе с тем данное соглашение не предусматривает прямой обязанности Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан по транспортировке пациентов в диализные центры, а предусматривает оказание содействия.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим свою деятельность на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №УП-18.

В своей деятельности Министерство здравоохранения Республики Башкортостан руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.

Пунктами ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №УП-18., функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

ФИО1 района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом
заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья : Шакиров А.С.

2-3507/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Альшеевского р-на РБ
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Другие
Администрация Альшеевского района РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
24.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2014Передача материалов судье
28.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2014Предварительное судебное заседание
10.04.2014Судебное заседание
04.06.2014Судебное заседание
04.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее