Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики – Чувашии, в составе: председательствующего судьи Елдратова В.В., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО4, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании устава, представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чувашской Республики в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному Бюджетному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики, администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании установить систему телевизионного видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ :
<адрес> Чувашской Республики в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» - далее (МБОУ «<данные изъяты> СОШ») <адрес> Чувашской Республики, администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании установить систему телевизионного видеонаблюдения.
В обосновании заявленных исковых требований в судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требования законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в ходе которой было установлено, что в указанной школе отсутствует система контроля за обстановкой – видеонаблюдение. Просил суд обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики и МБОУ «<данные изъяты> СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить систему видеонаблюдения.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> ЧР ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования признал, пояснив, что не возражают против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика «<данные изъяты> СОШ» <данные изъяты>, действующий на основании устава, исковые требования признала, пояснив, что отсутствие системы видеонаблюдения в школе связано с отсутствием финансирования, при поступлении денежных средств обязалась установить.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, МБОУ «<данные изъяты> СОШ» является юридическим лицом, несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям интересам обучающихся, требованием охраны их жизни и здоровья.
Пунктом 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» определено, что государства- участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или за защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, учреждение приняло на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Данные обстоятельство ответчиками не оспариваются.
В соответствии с уставом образовательной организации учредителем является муниципальное образование - <адрес> Чувашской Республики, и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование <адрес> Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация <адрес> Чувашской Республики.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.6.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района
На основании п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечив жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.Постановлением главы Администрации Батыревского района Чувашской Республики от 30 января 2014 г. N 47 "Об утверждении муниципальной программы Батыревского района Чувашской Республики "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Батыревского района Чувашской Республики" на 2014-2020 годы" предусмотрено Оборудование подъездов домов, дворовых территорий, мест массового пребывания граждан системой видеонаблюдения.
Согласно п. 6.48 СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Указанное требование законодательства в образовательном учреждении нарушается. При этом по данному факту прокуратурой района в 2013 году внесено представление с требованием принять меры по установке видеонаблюдения, однако до настоящего времени система не установлена.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
<адрес> ЧР является учредителем образовательного учреждения, нарушает действующее законодательство, что создает угрозу безопасности несовершеннолетних.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе обустройстве прилегающих к ним территорий. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с действующим законодательством основными принципами обеспечения безопасности являются, в том числе, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
<адрес> являясь учредителем образовательного учреждения, нарушает действующее законодательство, что создает угрозу безопасности несовершеннолетних.
Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных учреждениях должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В связи с тем, что образовательное учреждение ведет непрерывную деятельность, определить конкретное число лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным.
Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию здания МБОУ «<данные изъяты> СОШ» системой видеонаблюдения как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя - администрацию Батыревского удовлетворить, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора <адрес> Чувашской Республики обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор и администрация <адрес> Чувашской Республики освобождаются от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию с МБДОУ «ДД.ММ.ГГГГ СОШ» в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере руб. рублей, как с исковых требований неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> Чувашской Республики об устранении нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<данные изъяты> СОШ» <адрес> Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить систему телевизионного видеонаблюдения.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> СОШ» <адрес> Чувашской Республики в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере руб. (<данные изъяты>) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Батыревский районный суд.
Председательствующий: В.В. Елдратов
Копия верна: