Дело 2-637/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2018 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.
при секретаре Мишиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панасовой Екатерины Владимировны, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Шолкового Евгения Владимировича к миграционному отделу Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу, Отделу Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства, признании жилого дома пригодным для постоянного проживания,
у с т а н о в и л:
17 сентября 2018 года Панасова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав в нем, что в июле 2018 года обратилась в Отдел Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>. В августе 2018 года истцом получен отказ в регистрации по месту жительства, поскольку регистрация по месту жительства собственника и членов его семьи в жилое строение, принимается на основании решения суда или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта.
Истец считает отказ нарушающим его законное право на регистрацию по месту жительства.
Истцом на земельном участке, находящемся в собственности, построен жилой дом общей площадью 90,3 кв.м. Кадастровым инженером подготовлен технический паспорт. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке. Дом построен на фундаменте, имеет три комнаты, бойлерную, санузел, кухню, в доме имеется отопление, канализация, водопровод, дом пригоден для круглосуточного проживания.
Вместе с истцом в жилом доме постоянно проживают дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Шолковой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отсутствие регистрации по месту жительства лишает истца и членов семьи возможности реализовать свои конституционные права на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования.
Изложив указанные обстоятельства в исковом заявлении, Панасова Е.В. просит признать незаконным и отменить отказ № миграционного отдела Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу в регистрации истца по месту жительства в жилом помещении, обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу зарегистрировать по месту жительства Панасову Е.В., Шолкового Е.В., ФИО5 в жилом помещении (доме), расположенном по адресу: <адрес>
09 ноября 2018 года Панасовой Е.В. представлено заявление о дополнении исковых требований, в котором она просит:
- признать жилое строение – двухэтажный жилой дом общей площадью 90,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, жилым помещением, пригодным для постоянного проживания;
- признать незаконным и отменить отказ № миграционного отдела Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу в регистрации истца по месту жительства в жилом помещении;
- обязать Отдел Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу зарегистрировать по месту жительства Панасову Е.В., Шолкового Е.В., ФИО5 в жилом помещении (доме), расположенном по адресу: <адрес>.
Определением от 18 октября 2018 года Шолковой Е.В. признан третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании истец Панасова Е.В., третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Шолковой Е.В. на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям с учетом внесенных дополнений.
Представитель ответчиков миграционного отдела Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу и Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу Иташев А.В., действующий по доверенности, исковые требования о признании незаконным отказа миграционного пункта в регистрации по месту жительства, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства не признал, в отношении искового требования о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания полагался на усмотрение суда.
Выслушав пояснения истца Панасовой Е.В., третьего лица Шолкового Е.В., представителя ответчиков Иташева А.В., исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных истцом документов, она является собственником земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>; на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано на истца Панасову Е.В. на основании договора купли-продажи земельного участка и технического плана от 30 января 2018 года.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Следовательно, в соответствии с назначением земельного участка на нем возможно возведение жилого строения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 19 указанного Федерального закона член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Документами, имеющимися в деле, подтверждается, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, имеет назначение (категория) - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для индивидуального садоводства.
По мнению истца и третьего лица, на садовом участке расположен дом, который в полной мере отвечает всем требованиям жилого дома, в подтверждение чего представлен технический план здания.
Однако в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №.
Согласно данному Положению признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Согласно статье 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11).
Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью (часть 11.1).
Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.
Из анализа приведенных норм следует, что упрощенная процедура регистрации права на объект недвижимости, возведенный на садовом участке, возможна только в отношении объектов - гаража, дома, жилого строения, или иного объекта недвижимого имущества, если в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества разрешения не требуется.
В то же время возведение жилого дома на садовом участке, требует соблюдения отдельных процедур, прямо предусмотренных нормами действующего законодательства.
Регистрация права собственности на дом, расположенный на садовом участке, с указанием на то, что его назначение «жилое» не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года №-П абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Из правовой позиции, изложенной в данном Постановлении, следует, что строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта и быть признанным жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.
Таким образом, вопрос о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания решается создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления межведомственной комиссией.
При таком положении, когда свидетельство о регистрации права собственности на дом, выданное на основании технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, с бесспорностью не подтверждает пригодность данного дома для постоянного проживания, а представленные истцом доказательства не заменяют заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого строения для постоянного проживания, и не свидетельствуют о пригодности объекта для постоянного проживания, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания.
При установленных судом обстоятельствах отказ миграционного отдела Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу в регистрации Панасовой Е.В. по месту жительства в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, правомерен и обоснован, в связи с чем исковые требования о признании отказа № миграционного отдела Отдела Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу незаконным, возложении на Отдел Министерства внутренних дел России по Анивскому городскому округу обязанности зарегистрировать Панасову Е.В., Шолкового Е.В. и малолетнего ребенка ФИО5 по месту жительства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░