Решение по делу № 2-1090/2015 ~ М-443/2015 от 24.02.2015

Дело № 2-1090/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2015 года                                                                      город Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи А.А.Антюгановой,

при секретаре Мухаметдиновой Л.И.,

с участием прокурора Нуркаева З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах МНР к Управлению социальной защиты населения в Ленинском районе г.Ижевска, Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ижевска в интересах МНР обратился в суд с иском об обязании УСЗН в Ленинском районе г.Ижевска выдать МНР путевку на санаторно-курортное лечение за2011, 2012 годы, обязании Министерства социальной защиты населения УР приобрести для МНР путевку на санаторно-курортное лечение за 2011,2012 годы. Требования мотивированы тем, что по обращению МНР прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка, в ходе которой установлено, что МНР является инвалидом 3 группы, состоит на учете в отделе УСЗН в Ленинском районе г.Ижевска для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно справке для получения путевки у МНР имеются медицинские показания для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2011, 2012 годах она путевкой обеспечена не была со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Минсоцзащиты УР.

Определением суда от 17 апреля 2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на правопреемника Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (Минсоцполитики УР).

В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить.

Материальный истец МНР в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УСЗН в Ленинском районе г.Ижевска ГНС, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Минсоцполитики УР, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, считает требования прокурора неправомерными и не подлежащим удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 24.22.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, помимо прочих, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезировние, санаторно-курортное лечение.

Согласно ст.10 указанного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №2347-р, санаторно-курортное лечение входит в перечень реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п.8 ст.6.1 указанного Закона.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст.6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Порядок предоставления набора социальных услуг гражданам указанной категории утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года №328 (далее - Порядок), в соответствии с п.3.3 которого путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу п.3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения. Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде с печатью территориального органа Фонда или уполномоченного органа с отметкой «Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит» (п. 3.9 Порядка).

На основании соглашения между Минздравсоцразвития России и Правительством УР, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 года №2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17.10.2012 года №889-р, полномочия РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение с 01.01.2012 года переданы Министерству социальной защиты населения УР.

Пунктом 4 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства по месту жительства гражданина, на основании заявлений граждан.

Указом Главы Удмуртской Республики от 09.10.2014г. №327 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» было создано Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, которое в соответствии с п.5 Постановления Правительства УР от 08.12.2014г. №510 «О Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики» является правопреемником Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Комитета по делам семьи и демографической политики при Правительстве Удмуртской Республики.

Из материалов дела следует, что МНР является инвалидом 3 группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации для комплексного восстановления здоровья ей необходимо санаторно-курортное лечение, однако, согласно сообщению Минсоцзащиты УР от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению МНР от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ санаторно-курортной путевкой за 2011, 2012 годы она обеспечена не была.

ДД.ММ.ГГГГ МНР обратился в Прокуратуру Ленинского района г.Ижевска с просьбой обратиться в суд в его интересах с требованиями об обязании предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение, мотивировав тем, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации для комплексного восстановления ему необходимо санаторно-курортное лечение.

Представленная суду справка установленной формы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает нуждаемость МНР в таком лечении, а также наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, срок действия справки 6 месяцев, срок которой не истек.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ МНР обратилась в УСЗН в Ленинском районе г.Ижевска с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение по профилю болезней системы кровообращения.

Таким образом, МНР имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за 2011, 2012 годы в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», однако, с момента обращения к ответчику УСЗН в Ленинском районе г.Ижевска и до настоящего времени указанная путевка ей предоставлена не была.

Согласно письму УСЗН в Ленинском районе г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному в прокуратуру Ленинского района г.Ижевска, МНР поставлена на учет в Управлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и справки для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ , переданных в Управление из ГУ РО Фонда социального страхования РФ по УР, а также на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и справки для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ , поданных в Управление. Путевками граждане обеспечиваются в порядке очередности в соответствии с датой подачи заявления в пределах средств, выделенных из федерального бюджета Удмуртской Республики на указанные цели. В связи с ограниченным финансированием МНРпутевками на санаторно-курортное лечение за 2011, 2012 года не обеспечена. Выплата компенсации за не предоставление путевки на санаторно-курортное лечение законодательством не предусмотрена.

Учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства граждан с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, исключения возможности предоставления социальной государственной услуги лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленных в ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направленных на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств.

Размер субвенций из федерального бюджета субъектов РФ на осуществление переданных в соответствии с заключенными Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение рассчитывается и распределяется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 года №1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», а также из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития РФ норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.

Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, суд отклоняет также доводы ответчика о том, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике, а недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Учитывая, что истец, являясь инвалидом, обратился в прокуратуру района с просьбой защитить его нарушенные социальные права в судебном порядке, прокурор обратился в суд в его интересах.

Таким образом, принимая во внимание, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год и по итогам 2011, 2012 годов истец не обеспечивался путевкой, в то время как нуждается в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, истцом представлена копия справки для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2011, 2012 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2011, 2012 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░.

░░░░░                                                                ░.░.░░░░░░░░░░

2-1090/2015 ~ М-443/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в интересах Мишкиной Н.Р.
Ответчики
УСЗН
Минсоцзащиты населения в УР
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска
Судья
Антюганова А.А.
24.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2015[И] Передача материалов судье
27.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2015[И] Судебное заседание
17.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее