№ 2-892/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2017 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гофман Сергея Викторовича к администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Ладыгину Андрею Александровичу о признании действий по заключению договора аренды незаконными, признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гофман С.В. обратился в суд с данным иском, указывая, что проживает в "адрес обезличен", держит 7 голов КРС, заготавливает сено на "адрес обезличен" с 2000 года. В 2014 году провел кадастровые работы по межеванию сенокосного участка, оплатил их в сумме 20 тысяч рублей, получил на руки межевой план, кадастровый паспорт, обратился в администрацию и заключил договор аренды № 8/331 от 27.02.2015 г. на три года, оплачивал аренду, но не зарегистрировал договор в Росреестре. 29 июля 2017 г. он выехал на покос, а там стоят столбы и надпись, что покос другого хозяина. При обращении в администрацию к специалисту Х. та пояснила, что права на участок не зарегистрированы и заключила договор аренды с другим человеком с Ладыгиным А.А. С учетом уточнений иска просил суд признать действия Администрации МО «Северо-Байкальский район» по заключению договора аренды незаконными, признать договор № 505 от 06.07.2017 г. аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенный между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Ладыгиным А.А. недействительным.
Определением суда от 24 августа 2017 г. в качестве соответчика по требованию истца о признании договора аренды недействительным был привлечен Ладыгин А.А.
Ответчик Ладыгин А.А. в судебное заседание не явился, заказное письмо, направленное по месту его регистрации в г. Северобайкальск было возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения»
В силу разъяснений, данных в п.п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.10.2010 N 1286-О-о, суд оценивает данное обстоятельство как отказ принять судебную повестку. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен всеми способами, предусмотренными законом, однако, в судебные заседания не является, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, суду не предоставляет.
Пунктом 3 ст. 10 ГК РФ закрепляется презумпция добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Ладыгина А.А.
В судебном заседании истец Гофман С.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что в 2014 году им были проведены кадастровые работы по межеванию участка, он все оплатил, получил на руки межевой план, кадастровый паспорт, в дальнейшем в администрации района был заключен договор аренды участка. Договор аренды он не зарегистрировал, однако пользовался участком, вносил арендную плату. Плата им вносилась на основании писем из администрации района, в которых указывались сроки внесения платы и сумма.
Представитель истца по доверенности Г. исковые требования и изложенные в иске доводы поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Действительно при оформлении договора аренды земельного участка с Ладыгиным А.А. специалистами была допущена ошибка, поскольку на тот период, на указанный участок уже имелся заключенный договор аренды с Гофман С.В. Договор аренды с Гофман не расторгался, земельный участок в администрацию по акту не возвращался.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, предусматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусматривается право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п. 4 ст. 81 ЗК РФ ( действовавшей до 1 марта 2015 г.) условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
При этом площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается (п. 6 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Исходя из п. 5 ст. 10 вышеназванного Федерального закона ( в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с порядком, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ ( действовавшей до 01 марта 2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу п. п. 4 - 6 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как установлено из материалов дела 05 ноября 2014 г. Гофман С.В. обратился в администрацию МО «Северо-Байкальский район» с заявлением о предоставлении ему земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в местности "адрес обезличен" под сенокошение.
02 декабря 2014 г. Распоряжением Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 799 на основании заявления Гофман С.В. была утверждена схема расположения земельного участка на в кадастровом квартале "номер обезличен"
В дальнейшем Гофман С.В. было обеспечено выполнение кадастрового плана истребуемого земельного участка, что подтверждается межевым планом ООО «КЦ Байкал» от 11 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации МО «Северо-Байкальский район» земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен", площадью "номер обезличен" кв.м. местоположением "адрес обезличен" был предоставлен Гофман С.В. в аренду под сенокошение.
На основании указанного постановления 27.02.2015 г. между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Гофман С.В. был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на три года с 27 февраля 2015 г. по 26 февраля 2018 года.
Регистрация договора аренды земельного участка Гофман С.В. в органах Росреестра не производилась, при этом с февраля 2015 г. по 2017 год Гофман С.В. пользовался земельным участком, вносил арендную плату за его пользование.
03 июня 2017 г. Ладыгин А.А. обратился в Администрацию МО «Северо-Байкальский район» с заявлением, в котором просил предоставить ему на правах аренды в целях сенокошения земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" без проведения торгов на основании пп.10 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ
Как следует из представленных документов 05 июля 2017 г. Администрацией МО «Северо-Байкальский район» был составлен протокол в соответствии с которым аукцион по предоставлению земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "номер обезличен" кв.м., опубликованном в газете «Байкальский меридиан» от 09.12.2016 г. № 49 (435) несостоявшимися, также указано, что на рассмотрение поступила только одна заявка о предоставлении земельного участка от Ладыгина А.А.
На основании указанного протокола 06 июля 2017 г. между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Ладыгиным А.А. был заключен договор № 505 аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по условиям которого Ладыгину А.А. был передан на праве аренды сроком на 3 года земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения) с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "номер обезличен" кв.м., расположенным в местности "адрес обезличен", и имеющий вид разрешенного использования – сенокошение.
Вместе с тем как следует из материалов дела в газете «Байкальский меридиан» от 09.12.2016 г. объявления о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" в местности "адрес обезличен" не давалось.
Согласно опубликованного текста объявления Администрация информировала о возможном предоставлении в аренду земельного участка в местности "адрес обезличен" только с указанием кадастрового квартала "номер обезличен" в котором предполагалось образовать земельный участок.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что фактически аукцион по предоставлению земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" в местности "адрес обезличен" не проводился.
Из пояснений опрошенной в судебном заседании старшего специалиста по земельным вопросам Администрации МО «Северо-Байкальский район» Х. следует, что при обращении к ней Ладыгина А.А. по вопросу предоставления земельного участка она выяснила, что в местности "адрес обезличен" имеется уже образованный ранее земельный участок, права на который не были зарегистрированы, в связи с чем, предложила указанный участок в аренду Ладыгину, аукцион по предоставлению участка фактически не проводился, участок был предоставлен Ладыгину на основании положений ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов. О том, что ранее данный участок был предоставлен в аренду ей известно не было, поскольку оформлением занимался другой специалист. В дальнейшем когда данный факт выяснился, она пыталась разрешить данный вопрос с Ладыгиным вызывала его в администрацию, но он так и не явился.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; статьей 39.16 названного кодекса установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19).
В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ: 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно п.п.1,2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Учитывая, что предоставленный Ладыгину А.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "номер обезличен" кв.м., расположенным в местности "адрес обезличен" ранее по договору аренды 27.02.2015 г. был предоставлен в пользование истцу Гофман С.В. суд приходит к выводу, что действия администрации по предоставлению Ладыгину А.А. спорного земельного участка являются незаконными, в связи с чем заключенный 06 июля 2017 г. между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Ладыгиным А.А. договор № 505 аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, является недействительным, поскольку был заключен в нарушение закона. Указанный договор нарушает права и интересы истца Гофман С.В. в пользовании которого находится земельный участок.
При этом суд учитывает, что договор аренды от 27.02.2015 г. истцом Гофман С.В. не был зарегистрирован в установленном законом порядке, вместе с тем факт пользования им земельным участком в соответствии с заключенным договором нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается показаниями опрошенных свидетелей С. и К. Администрацией даже после заключения договора аренды с Ладыгиным А.А. правомерность пользования истцом Гофман земельным участком не оспаривалась, 27 сентября 2017 г. Гофман был направлен счет на уплату арендной платы за период с 27.02.2017 г. по 26.02.2018 г.
Учитывая изложенное, суд принимает признание иска представителем ответчика – Администрации МО «Северо-Байкальский район» и приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гофман Сергея Викторовича удовлетворить.
Признать признать действия Администрации МО «Северо-Байкальский район» по заключению с Ладыгиным Андреем Александровичем договора аренды земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "номер обезличен" кв.м., расположенным в местности "адрес обезличен" незаконными,
Признать договор "номер обезличен" от "дата обезличена" аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "номер обезличен" кв.м., расположенным в местности "адрес обезличен", заключенный между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Ладыгиным А.А. недействительным
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2017 года
Судья: В.В. Атрашкевич