Решение по делу № 2-733/2016 от 17.05.2016

Дело №2-733/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 20 июня 2016 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Андайкиной А.В.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Зеленской А.С.,

представителя ответчика МУП «Тепло» Фадеева А.В.,

представителя третьего лица АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» Смирновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о признании бездействия по подготовке и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони незаконными и обязании выполнить указанные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о признании бездействия по подготовке и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони незаконными и обязании выполнить указанные действия.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой на основании обращения руководителя отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» №441ж-16 проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике муниципальным унитарным предприятием «Тепло» (далее - МУП «Тепло»).

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В соответствии с пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее Правила), в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. Перечень категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям приведен в приложении к указанным выше Правилам.

К числу потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношений этих объектов.

В ходе проведения проверки установлено, что между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «Тепло» заключен договор энергоснабжения №... от 01.10.2015, согласно которого МУП «Тепло» является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и теплоснабжения.

Согласно информации АО «АтомЭнергоСбыт» от ДАТА №... акт согласования технологической и (или) аварийной брони МУП «Тепло» начиная с 01.10.2015 до настоящего времени не оформлен и в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» не представлен.

В соответствии с п. 3 Правил величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления. Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными Правилами.

В соответствии с пунктами 52-54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденном приказом Минэнерго России от 06.06.2013 № 290, величина технологической и (или) аварийной брони устанавливается в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения, а также настоящими Правилами для обеспечения предотвращения экономических, экологических, социальных последствий ограничения режима потребления (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимого нарушения непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле).

Величина технологической брони определяется как минимальный расход
электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и
продолжительность времени, необходимые для завершения технологического
процесса, цикла производства потребителя, использующего в
производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное
прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического
процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего
может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих
устройств.

Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Порядок согласования акта технологической и (или) аварийной брони определен пунктами 31 (1) - 31(4) Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и предусматривает подготовку проекта указанного акта потребителем и направление его на согласование сетевой организации.

Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание не применять в отношении данной организации специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.

При полном ограничении режима потребления электроэнергии МУП «Тепло» будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, может возникнуть угроза возникновения аварийной ситуации, которая будет способствовать наступлению тяжких последствий, причинение вреда неопределенному кругу лиц.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 254-258 ГПК РФ, прокурор просит признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Тепло» по подготовке и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, незаконным. Учитывая характер необходимых работу финансовой нагрузки, обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепло» подготовить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Зеленская А.С. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Тепло» Фадеев А.В. иск признал, пояснив суду, что 23 мая 2016 года предприятие направило в ООО «Тверьоблэлектро» акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии, который в настоящее время полную процедуру согласования не прошел. МУП предпринимает меры, направленные на согласование акта технологической и (или) аварийной брони.

Представитель третьего лица АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» Смирнова Н.А. в судебном заседании иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поддержала, пояснив суду следующее.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 116 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» с 01 апреля 2014 г. АО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Центра», а именно, административных границ Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт».

01.10.2015 года между открытым акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (в настоящее время Акционерное общество, далее по тексту - АО «АтомЭнергоСбыт», Гарантирующий поставщик) и муниципальным унитарным предприятием «Тепло» (далее по тексту - МУП «Тепло») был заключен договор энергоснабжения №... (далее по тексту -договор), сроком действия с 01.10.2015 года по 31.12.2015 года, с условием его дальнейшей пролонгации. Согласно указанному договору МУП «Тепло» является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и теплоснабжения.

Подпунктом «б» пункта 2 и подпунктом «а» пункта 4 Правил предусмотрено право гарантирующего поставщика выступать инициатором ввода ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Приложением к указанным правилам определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Законодатель закрепляет возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии даже в отношении категорий потребителей ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно пункта 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствие у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).

Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального Закона «Об электроэнергетике» потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню.

Третье лицо администрация МО «Бологовский район» в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя, оставляет решение на усмотрение суда. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд удовлетворяет исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 установлен порядок ограничения режима потребления электроэнергии.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, за исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов.

При этом пунктами 17, 18 Правил установлено, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, являющихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии (соглашение сторон, нарушение своих обязательств потребителем и др.), вводится в особом порядке и не ниже уровня аварийной (технологической) брони.

В отношении таких потребителей в соответствии с пунктом 14(2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.

К числу таких потребителей, в соответствии с пунктом 2 приложения к Правилам отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно п. 2 приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Следовательно, в отношении потребителей - организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктом 14(2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, которые являются существенными условиями договора электроснабжения.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору электроснабжения.

Порядок согласования акта технологической и (или) аварийной брони определен пунктами 31 (1) - 31(4) Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и предусматривает подготовку проекта указанного акта потребителем и направление его на согласование сетевой организации.

Следовательно, введение ограничения режима потребления электроэнергии в случае отсутствия акта аварийной и технологической брони является несоблюдением специального порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии и ущемляет права и интересы ответчика.

Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении данной организаций специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.

Судом установлено, что между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «Тепло» заключен договор энергоснабжения №... от 01.10.2015, согласно которого МУП «Тепло» является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов и теплоснабжения. До настоящего времени ответчиком, в нарушение изложенных требований действующего законодательства, не согласованы уровень аварийной и технологический брони с сетевой организацией в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442. Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации, в данном случае АО «АтомЭнергоСбыт», не применять в отношении МУП «Тепло» специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии. При полном ограничении режима потребления электроэнергии МУП «Тепло» будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, может возникнуть угроза возникновения аварийной ситуации, которая в свою очередь может привести к необратимым последствиям, тяжким последствиям. Отсутствие установленного уровня аварийной брони на объекты водоснабжения предприятия приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов.

На основании изложенного суд считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.

Статьей 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года №4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» Бологовский район наделён статусом муниципального района, в связи с чем, суд взыскивает с МУП «Тепло» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о признании бездействия по подготовке и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони незаконными и обязании подготовить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони удовлетворить.

Признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Тепло» по подготовке и согласованию акта согласования технологической и (или) аварийной брони незаконным.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепло» подготовить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепло» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ж.Н.Бондарева

2-733/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Бологовский межрайонный прокурор
Ответчики
МУП "Тепло"
Другие
АО "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Администрация МО "Бологовский район"
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
17.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2016Передача материалов судье
20.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2016Судебное заседание
20.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее