Дело № 2-1348
2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2017 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи - Реммер М.А., при секретаре – ФИО7, с участием истца - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 об определении доли наследодателя в праве общей совместной собственности на квартиру, включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности в порядке наследования его закону,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3 в котором просит определить долю ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей совместной собственности на <адрес> по пер.Иванова в <адрес> в размере 1/3 доли; признать 1/3 долю <адрес> по пер.Иванова в <адрес> наследственной массой после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за ФИО2 право собственности на 1/3 долю <адрес> по пер.Иванова в <адрес> в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированны тем, что истец и ее дочери ФИО3, ФИО8 являются наследниками по закону после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственным имуществом после смерти ФИО4 Является доля <адрес> по пер.Иванова в <адрес>. Нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку в свидетельстве о праве на наследство не указаны доли собственников спорной квартиры.
Ответчик в судебное заседание е не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От ФИО3, ФИО8 поступили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия, исковые требования признают.
Суд, выслушав истца, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
В соответствии с ч. 1 ст.1224 ГК Российской Федерации, отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по ФИО1 праву.
Судом установлено, что ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Крым ФИО1, что следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, к возникшим правоотношениям по наследству необходимо применять нормы регулирующие наследственные отношения предусмотренные ГК Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (раздел V "Наследственное право"), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.
В соответствии с ч. 1 ст.1110 ГК Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, тоесть основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно части второй данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
Согласно ст. 1111 ГК Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1152 ГК Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
С заявлением к нотариусу о принятии наследства по закону после смерти ФИО4 обратились: ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 - супруга. ФИО8, ФИО3 - дочери наследодателя, подали нотариусу заявления об отказе от наследства в пользу ФИО2.
Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод (1950 года), а именно, ст. 1 Первого протокола к ней (1952 года) предусматривает право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, не допускается лишение лица его собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, признано право государства на осуществление контроля за пользованием имуществом в соответствии с общими интересами или для обеспечения оплаты налогов или иных сборов или штрафов.
Гарантии осуществления права собственности и его защиты закреплено и в ст.35 Конституции Российской Федерации – каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, включая судебную, указанного права, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
При этом, согласно свидетельства о праве личной собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ФИО2, ФИО9, являются собственниками <адрес> по адресу: <адрес>, пер. Иванова, 7, что также следует из писем-ответов ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истцу нотариусом дан ответ о невозможности выдать свидетельства о праве на наследство в виде квартиры, поскольку доля наследодателя в праве собственности на неге не определена.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в частности, частью 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Указанной нормой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ: свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что право собственности ФИО4 на спорную квартиру возникло на основании документа выданного соответствующим государственным органом и подлежит наследованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 ГК Российской Федерации, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Согласно ч. 1 ст. 245 ГК Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Поскольку стороны своим соглашением определили, что доли собственников квартира, а также ФИО4 в праве собственности на квартиру являются равными, то наследодателя на момент смерти принадлежала 1/3 доля, и именно данная доля подлежат наследованию.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имущество в виде 1/3 доли <адрес> по пер. Иванова, 7 в <адрес>, подлежит включению в состав наследственной массы после смерти ФИО4, и за истцом подлежит признанию право собственности на данную долю квартиры в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, поскольку остальные наследники отказались от наследства в пользу истца.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы, понесенные ФИО2 не подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. ст. 244, 245, 1110, 1111, 1112, 1152 ГК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Определить долю ФИО4 умершего ДД.ММ.ГГГГ, в праве общей совместной собственности на <адрес> по пер. Иванова, 7 в <адрес> Крым, в размере 1/3 долей.
Включить в состав наследственной массы, открывшейся после смерти ФИО4 умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде 1/3 доли <адрес> по пер. Иванова, 7 в <адрес> Крым.
Признать за ФИО2 право собственности 1/3 доли <адрес> по пер. Иванова, 7 в <адрес> Крым, в порядке наследования по закону после смерти ФИО4 умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.
Судья: