Дело № 2-3596/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Булатовой
при секретаре В.С. Гусаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситдикова С к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Кульшариповского сельского поселения Альметьевского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
В обоснование требований указано, что 26 ноября 2009 года умерла мать истца – С Ситдикова, после ее смерти открылось наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который принадлежал наследодателю на праве собственности на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании протокола № исполкома Кульшариповского сельского Совета народных депутатов Альметьевского района от ДД.ММ.ГГГГ. Истец, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, реализовал свои наследственные права, став собственником земельного участка. Также его матери на праве собственности принадлежала 1/5 доли в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу, унаследованной после смерти С Исрафиловой (дочерью которой являлась С Ситдикова, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти С Исрафиловой в размере 1/5 доли, право собственности на которую она С Ситдикова) зарегистрировала в БТИ Альметьевского района и города Альметьевска 28 ноября 1995 года). Остальные 4/5 долей в праве собственности на указанный выше объект недвижимости не зарегистрированы, так как остальные наследники С Исрафиловой при своей жизни право собственности на свои доли в указанном имуществе не оформили, в доме не проживали, расходов по его содержанию не несли; все умерли. В этой связи истец просил суд установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти матери – С Ситдиковой, состоящего из 1/5 доли в праве собственности на дом и признать за ним право собственности на вышеуказанный дом.
В судебном заседании истец требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Исполнительного комитета Алмьетьевского муниципального района РТ против удовлетворения иска возражала.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Из ст.218 ГК РФ следует, что
1.Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п.1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Обосновывая свои требования истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – С Ситдикова, после ее смерти открылось наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, который принадлежал наследодателю на праве собственности на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании протокола № исполкома Кульшариповского сельского Совета народных депутатов Альметьевского района от ДД.ММ.ГГГГ. Истец, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, реализовал свои наследственные права, став собственником земельного участка. Также его матери на праве собственности принадлежала 1/5 доли в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу, унаследованной после смерти С Исрафиловой (дочерью которой являлась С Ситдикова, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти С Исрафиловой в размере 1/5 доли, право собственности на которую она С Ситдикова) зарегистрировала в БТИ Альметьевского района и города Альметьевска ДД.ММ.ГГГГ). Остальные 4/5 долей в праве собственности на указанный выше объект недвижимости не зарегистрированы, так как остальные наследники С. Исрафиловой при своей жизни право собственности на свои доли в указанном имуществе не оформили, в доме не проживали, расходов по его содержанию не несли; все умерли.
Истец просил суд установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти матери – С Ситдиковой, состоящего из 1/5 доли в праве собственности на дом.
Требования истца удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что истец реализовал свои наследственные права после смерти матери, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в связи с чем отсутствует необходимость установления факта принятия наследства после смерти матери в судебном порядке.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ним права собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что указанный жилой дом принадлежал на праве собственности С Исрафиловой – матери С Ситдиковой, после смерти которой было открыто наследственное дело, С Ситдиковой получено свидетельство о праве на наследство на 1/5 долю в указанном жилой доме.
На 4/5 долей в жилом доме право собственности зарегистрировано не было. Истец указал, что остальные наследники С Исрафиловой при своей жизни право собственности на свои доли в указанном имуществе не оформили, в доме не проживали, расходов по его содержанию не несли; все умерли.
Из смысла ст.56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вопреки указанной норме, истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что истец является родственником наследников С Исрафиловой; что они все умерли ко дню рассмотрения дела; что истец является их наследником соответствующей очереди, при этом наследники предыдущих очередей отсутствуют; что он принял в установленном законом порядке наследство после их смерти.
Более того, согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «Эксперт-Сервис» жилой дом, общей площадью 39,8 кв.м. (жилая 22 кв.м.) находящийся по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии: отсутствует газификация, водоснабжение, канализация, электроснабжение, отопление. Износ составляет 70%. Жилой дом непригоден к проживанию.
При таких обстоятельствах, требования С Ситдикова удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления Ситдикова С к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Кульшариповского сельского поселения Альметьевского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца.
Судья Р.Р. Булатова