Судья Никонов К.Ф. Дело № 33-3140
12 июля 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Баталовой С.В.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове <дата> дело по апелляционной жалобе Смирнова В.С. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от <дата>, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Смирнов B.C. обратился в суд с иском к Администрации г. Кирова о возложении обязанности по обеспечению строительства автомобильной дороги, обеспечения строительства объекта инженерной инфраструктуры в виде газоснабжения к земельному участку. В обоснование заявленных требований указал, что Администрацией г. Кирова ему выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, как лицу, имеющему трех детей по адресу <адрес>. Данный земельный участок не имеет подъездных путей, не присоединен к системе газоснабжения. Неоднократные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам строительства дороги и присоединении к сетям газоснабжения результата не принесли. Со ссылкой на положения Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» полагает, что обязанность по строительству дороги к участку и подключению к системе газоснабжения, которые относятся к вопросам местного значения, лежит на Администрации г. Кирова. Просил обязать Администрацию муниципального образования «Город Киров» в срок до <дата> обеспечить строительство автомобильной дороги с твердым покрытием, обеспечить строительство объекта инженерной инфраструктуры в виде газоснабжения к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу <адрес>.
Судом первой инстанции постановлено решение от <дата>, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Смирнов В.С. не согласен с выводом суда об отказе удовлетворении исковых требований, просит решение суда отменить и принять новое решение по делу, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, а именно обязать Администрацию г. Кирова в срок до <дата> обеспечить строительство автомобильной дороги с твердым покрытием к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>; обеспечить строительство объекта инженерной инфраструктуры в виде газоснабжения к указанному земельному участку и строящемуся дому, расположенном на данном участке. Считает, что Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года необходимо разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. Разработанный Правительством Кировской области план мероприятий (дорожная карта) по инфраструктурному обустройству земельных участков, утвержденный Распоряжением Правительства Кировской области от 08.05.2013, предусматривает ежегодную разработку проектной документации и строительство объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей. В соответствии с данным планом мероприятий и действующим законодательством строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Истец неоднократно обращался в различные государственные органы Кировской области с требованиями строительства дороги к земельному участку, возможности подключения к сетям газоснабжения. Однако, требования истца до настоящего времени не удовлетворены. Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик осуществляет действия по организации строительства автомобильной дороги на ул. <адрес>, со ссылкой на распоряжение администрации г. Кирова от <дата>. не соответствует действительности, поскольку в указанном Распоряжении ул. <адрес> не указано. В то же время, истец считает, что суд первой инстанции незаконно отказал ему в ходатайстве о приобщении к материалам дела фотографий строящегося дома и подъездных путей к нему, со ссылкой на то, что нет привязки к адресу дома, тем самым не дал возможности реализовать его права. Кроме того, что имеется судебная практика по аналогичным исковых требованиям, связанных с защитой прав многодетных семей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 1 марта 2015 года, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Кировской области от 03.11.2011 № 74-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно предоставляются в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, - для индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что постановлением Администрации г. Кирова от <дата> №-П в собственность Смирнова В.С., как многодетной семье, бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> Смирнов В.С. является собственником земельного участка по вышеуказанному адресу в целом (л.д. 13).
Распоряжением Администрации г. Кирова №-зр от <дата> утвержден градостроительный план земельного участка (л.д. 18-25), на основании которого выдано разрешение на строительство от <дата> (л.д. 15).
Исходя из имеющейся в материалах дела переписки истца с органами местного самоуправления и органами государственной власти (л.д. 26-43) к предоставленному земельному участку не проведены сети газоснабжения, не оборудована подъездная дорога.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», на который ссылается истец, предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительства Кировской области от 08.05.2013 № 119 в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей. Указанный план мероприятий «дорожная карта» предусматривает ежегодную разработку проектной документации и строительство объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей.
В соответствии с данным планом мероприятий проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к компетенции органов местного самоуправления Кировской области.
Согласно п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3 указанного Закона).
На основании п.1 ст.16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Градостроительным Кодексом РФ установлен порядок осуществления строительства автомобильных дорог.
В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, осуществляется подготовка проекта планировки территории. Проект планировки территории подлежит утверждению.
Согласно ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ст.48 ГрК РФ).
В соответствии со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что Распоряжением заместителя главы Администрации г. Кирова от <дата> №-зр утверждена документация по планировке территории в части строительства улично-дорожной сети в МО «Город Киров» - предусмотрен проезд на <адрес> с <адрес> (л.д. 40). Согласно сведениям 9 раздела ИСОГД запланировано строительство автомобильных дорог (л.д. 52).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия по организации строительства автомобильной дороги - проезда к земельному участку по адресу: <адрес> осуществляются, бездействие со стороны органов местного самоуправления отсутствует.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения газоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 14 указанного Закона с 01.01.2015 вопросы организации в границах поселения газоснабжения населения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области газоснабжения.
На основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статьям 9, 139, 140 БК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В силу ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетному законодательству.
Кроме того, в данном случае вопросы газификации на территории муниципального образования «Город Киров» урегулированы муниципальной программой «Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах», утвержденной Постановлением Администрации г. Кирова от <дата> №-П. Согласно разделу 4 указанной программы в ее рамках утверждена подпрограмма «Газификация муниципального образования «Город Киров», в рамках которой и должна производиться газификация муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░: