Судья Сиренев М.И. |
№21-292/2016 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
20 июня 2016 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу Терешко М.А. на постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 августа 2015 г., решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Терешко М.А.,
установил:постановлением начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 августа 2015 г. №З-08/07-042 Терешко М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Решением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12 мая 2016 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Терешко М.А. - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласен Терешко М.А. В жалобе поставил вопрос об их отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения и указал, что не был привлечен второй собственник земельного участка В.А.А., которому выдана доверенность со всеми правами в части владения, пользования и распоряжения участком, и в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок. Полагает, что он не был надлежащим образом извещен о проведении проверки 29 июля 2015 г., поскольку уведомление содержит информацию о начале проведения проверки 27 июля 2015 г. Кроме того, проверка была проведена в незаконном составе, так как в распоряжении указано два уполномоченных на ее проведение лица, однако документов, подписанных вторым должностным лицом, в деле не имеется.
Заслушав объяснения Терешко М.А. и защитника Сайконена В.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Т.Г.Н., проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу положений статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 5 статьи 6 названного Федерального закона следует, что в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Из материалов дела следует, что Терешко М.А. с (...) г. на праве собственности принадлежит (...) доли земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь (...) кв.м.
Основанием для привлечения Терешко М.А. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что при проведении 27 июля 2015 г. с 12.00 час. до 13.00 час. и 29 июля 2015 г. с 10.30 час. до 11.00 час. плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства на указанном земельном участке было установлено длительное неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: покрыт древесно-кустарниковой растительностью естественного происхождения (ива, береза, рябина, осина) и сорной травянистой растительностью (иван-чай, дудник), сельскохозяйственные культуры не возделываются, сельскохозяйственная продукция не производится.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, судья пришел к правильному выводу о доказанности в рассматриваемом случае факта нарушения требований действующего законодательства.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обоснованность привлечения Терешко М.А. к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 названного Кодекса сомнений не вызывает.
Данное дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов не влекут отмену вынесенных по делу постановления и решения, поскольку в материалах дела об административном правонарушении имеется кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий принадлежность (...) доли земельного участка с кадастровым номером (...) Терешко М.А., а также содержащий сведения, в том числе, о категории земли, разрешенном использовании и площади.
Доводы жалобы о том, что не был привлечен второй собственник земельного участка В.А.А., которому Терешко М.А. выдал нотариально удостоверенную доверенность на права владения, пользования и распоряжения участком, основанием для освобождения последнего от административной ответственности не являются и не свидетельствуют об отсутствии в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вменяемого ему правонарушения.
Доводы жалобы о допущенных нарушениях при проведении плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства являются несостоятельными, поскольку согласно распоряжению от 18.06.2015 №711-р срок проведения проверки установлен в 20 рабочих дней (к проведению проверки приступить с 27 июля 2015 г., проверку окончить не позднее 21 августа 2015 г.). Кроме того, в уведомлении о проведении проверки также содержалась информация о проведении проверки в период с 27 июля 2015 г. по 21 августа 2015 г. Указанные документы были получены Терешко М.А. 08 июля 2015 г.
В распоряжении о проведении проверки указаны лица, уполномоченные на ее проведение, а не их состав, в связи с чем доводы жалобы в указанной части не свидетельствуют о проведении проверки неуполномоченным на то лицом.
Иные доводы жалобы выводы, сделанные должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судьей при пересмотре постановления, не опровергают и об их незаконности не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 августа 2015 г. №З-08/07-042, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Терешко М.А. оставить без изменения, жалобу Терешко М.А. - без удовлетворения.
Судья |
С.В.Коваленко |