Дело № 2-1780/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2014 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Майорове А.В. с участием истца Петровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой И.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды, произвести перерасчет пенсии,
установил:
Петрова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Чебоксары Чувашской Республики–Чувашии о возложении обязанности по включению в общий трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных периодов работы. Исковые требования мотивированы тем, что Петрова И.А. в спорные периоды во время летних каникул работала в <данные изъяты>, однако подтверждающие данное обстоятельство документы не сохранились, в связи с чем она просит установить факт работы по свидетельским показаниям, работавшим совместно с ней совхозе в указанные спорные периоды, обязать ответчика включить указанные периоды работы в совхозе в общий трудовой стаж и произвести перерасчет размера пенсии.
В судебном заседании истец Петрова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить требования в полном объеме. Также она пояснила, что в пенсионный орган с требованиями о включении спорных периодов работы в общий трудовой стаж по свидетельским показаниям и перерасчете размера пенсии не обращалась.
Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел истца, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Исходя из этого, ограничение права гражданина, осуществляющего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву недостижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым при доказанности факта его работы. Ограничение права гражданина на получение трудовой пенсии условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, является нарушением конституционных прав, гарантированных статьями 19, 39 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что Петрова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям о трудовом стаже Петровой И.А., имеющимся в материалах пенсионного дела, в ее общий трудовой стаж включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом указанные истцом спорные периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы истца не включены.
В настоящее время ею заявлены требования о включении в общий трудовой стаж указанных спорных периодов по свидетельским показаниям и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
Таким образом, юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы в <данные изъяты> является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.
В трудовой книжке Петровой И.А. отсутствуют сведения о ее работе в <данные изъяты>.
На основании п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Приказом Министерства социального обслуживания РСФСР от 04.10.1991 г. №190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР.
Согласно пункта 2.1 указанного Положения периоды работы на территории Российской Федерации, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийными бедствиями (пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.п.) и восстановить их невозможно.
Согласно архивной справке №, выданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, из похозяйственной книги <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в графе «Фамилии, имя, отчество главы семьи» написано <данные изъяты>, в хозяйстве которого значится дочь Тарасова И.А., ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова И.А. вступила в брак с Петровым Л.С. и ей присвоена фамилия «Петрова».
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что Тарасова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанные документы свидетельствуют о том, что в спорные периоды истец обучалась в <данные изъяты>, <данные изъяты>
Данный факт подтверждается и самой истицей, пояснившей, что в совхозе она работала в периоды летних каникул.
Согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ документы по личному составу <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ. на хранение в архив не поступали, подтвердить стаж работы Петровой И.А. во время летних каникул не предоставляется возможным.
На основании приказа Министерства совхозов РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> включен в состав объединения <данные изъяты>
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о стаже работы вовремя летних каникул Петровой И.А. в <данные изъяты> за период работы с ДД.ММ.ГГГГ не обнаружено ввиду неполного состава документов, поступивших на хранение в архив.
С учетом данных обстоятельств работа истца в заявляемые ею годы подлежат подтверждению свидетельскими показаниями, исходя из положений пункта 2.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР.
В ходе судебного заседания судом по ходатайству истца были допрошены в качестве свидетелей <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Так, допрошенный в суде свидетель <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показала, что (Петрова) Тарасова И.А., жившая с нейв одной деревне, в несовершеннолетнем возрасте каждое лето с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>. Свидетель <данные изъяты>. суду показала, что Петрова И.А. в несовершеннолетнем возврате работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>. Также пояснила, что она сама начала работу в совхозе ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанные свидетели подтвердили факт работы Петровой И.А. в периоды летних каникул с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оснований не доверять им у суда не имеется. Данные ими показания согласуются с представленными заявителями доказательствами. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что работа свидетеля <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в плодовоягодном <данные изъяты> включена в общий трудовой стаж, что подтверждается копиями трудовой книжки данного лица. При этом трудовой стаж в <данные изъяты> свидетеля <данные изъяты>, исходя из копии ее трудовой книжки, начат с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
В соответствии со ст.19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
В Законе РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" таких ограничений нет. В соответствии со ст.89 этого Закона в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в ст. 97 указанного Закона предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о доказанности осуществления истцом Петровой И.А. работы в период летних каникул с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая в указанные годы являлась несовершеннолетним учеником школы, не достигшим 16-тилетнего возраста, свидетельскими показаниями. При этом суд учитывает то, что показания свидетелей отобраны в соответствие с требованием пункта 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.
Согласно статье 89 действовавшего до 01.01.2002 года Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена совхоза или другой кооперативной организации (в редакции до 1997 г. - другого кооперативного предприятия (организации)); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Статья 97 данного Закона, а также нормы Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, предусматривали возможность подтверждения указанного стажа показаниями двух или более свидетелей.
При этом, указанные акты не содержали норм, ставящих возможность зачета в стаж, дающий право на пенсию, периода работы в зависимости от возраста работника.
В силу статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии с пунктами 29 и 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
- период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
- свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Как указывалось выше, спорные периоды работы истца в совхозе подтверждены свидетельскими показаниями лиц, допрошенных судом. Факт работы свидетеля <данные изъяты> в спорные периоды работы истца также подтвержден письменными доказательствами, в частности, записями в трудовых книжках о работе в <данные изъяты>. Однако, стаж работы свидетеля <данные изъяты> в данном совхозе начат с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, учитывая осуществление истцом трудовой деятельности в спорные периоды в летнее время в <данные изъяты>, суд считает требования Петровой И.А. подлежащими удовлетворению в части включения в общий трудовой стаж для исчисления пенсии по старости Петровой И.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку стаж работы свидетеля <данные изъяты> в совхозе начат лишь с ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы истца Петровой И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запитанным в стаж трудовой деятельности быть не может, иных доказательств работы истца в указанные спорные периоды в совхозе истцом не представлено.
Истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии с учетом новых данных о работе в совхозе.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Судом установлено, что истец с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом спорных периодов работы в <данные изъяты> в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР не обращалась, а в силу указанных правовых норм указанный перерасчет может быть произведен только после соблюдения заявительного характера обращения за таким перерасчетом. При этом документального подтверждения по указанному факту работы, на момент назначения пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.
Следовательно, перерасчет размера трудовой пенсии Петровой И.А. с учетом периодов работы истца в совхозе включенных судом в общий трудовой стаж подлежит произвести с первого числа месяца, следующего за месяцем, после вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в общий трудовой стаж для исчисления пенсии по стрости Петровой И.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом указанных периодов работы с первого числа месяца, следующего за месяцем, после вступления настоящего решения суда в законную силу
В удовлетворении требований Петровой И.А. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в общий трудовой стаж для исчисления пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом указанных периодов работы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 29 мая 2014 года.