Дело № 2-683/13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нурлат 27 июня 2013 года
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гадыршина Д.И.,
с участием прокурора – помощника Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан Сергеева Е.С.,
при секретаре судебного заседания Мусиной Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» о признании бездействия незаконным и обязании привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес>, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил,
УСТАНОВИЛ:
Нурлатский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Исполнительному комитету муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» о признании бездействия незаконным и обязании привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес> в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил. В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Нурлатского муниципального района РТ было установлено, что на территории Амзинского сельского поселения в <адрес> расположен сибиреязвенный скотомогильник ВСК №, который не отвечает предъявляемым требованиям ветеринарно-санитарных правил.
В судебном заседании помощник Нурлатского городского прокурора РТ Сергеев Е.С., уточнив требования, просил обязать ответчика привести сибиреязвенный скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами в срок до 1 января 2014 года.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» Валиахметова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В абз.2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.
В соответствии со ст. ст. 1,2 Федерального закона "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное
воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются
благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в
том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-
эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как
составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № Ш31-ФЗ) и п.2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №2-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, названного выше, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.Руководствуясь п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Пункт 1.2 Правил к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Пункты 7.1, 7.2, 7.3 Правил предусматривают, что контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Законом Республики Татарстан от 13 января 2012 г. № 9-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа "город Набережные Челны" отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (далее - государственные полномочия): 1) содержание сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям (далее -объекты), в том числе их обустройство, приведение в надлежащее санитарное состояние, в соответствии с действующим законодательством; 2) принятие мер по обеспечению безопасности объектов; 3) консервация биотермических ям.
Перечень объектов, в отношении которых органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2012 г. № 620-р, проверяемая биотермическая яма передана в ведение исполнительного комитета Нурлатского муниципального района.
В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными 04.12.1995 № 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п.5.6).
Установлено, что на территории <адрес> расположен сибиреязвенный скотомогильник ВСК №, который не соответствует предъявляемым ветеринарно-санитарным правилам, а именно: ограждение сибиреязвенного скотомогильника частично разрушено.
Указанный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему.
Выявленные нарушения указывают на бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан», что в свою очередь приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории указанного муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды и создаёт реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя ответчика о недействительности Закона РТ от 13 января 2012 года № 9-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа "город Набережные Челны" отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" несостоятельны, поскольку данный Закон ни кем не отменён, а определение Верховного Суда Российской Федерации от 05 июля 2006 года №55-ГО6-7 вынесено в отношении Закона Республики Хакасия. Кроме того, не поступление на 24 июня 2013 года выделенной субвенции на финансирование мероприятий по содержанию биотермических ям и сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Нурлатского муниципального района РТ не может служить основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае приоритетом является жизнь и здоровье населения, проживающего на данной территории. Вопрос о поступлении денежных средств ответчик не лишен возможности разрешить в ином порядке.
При таких обстоятельствах суд считает требования Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» о признании бездействия незаконным и обязании привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес>, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил удовлетворить.
Признать бездействие Исполнительного комитета муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» в части непринятия мер по содержанию, благоустройству сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в <адрес>, незаконным.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан» в срок до 1 января 2014 года привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в <адрес>, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилам, а именно: огородить территорию сибиреязвенного скотомогильника глухим забором высотой 2м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Нурлатский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Д.И.Гадыршин