Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 2- 7732/2014 13 октября 2014 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевской О.Я.,
с участием прокурора Киселевой К.В.,
при секретаре судебного заседания Рифтиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Архангельска в интересах Кузьмина А. Ю. к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Архангельска обратился в суд в интересах Кузьмина А.Ю. с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, прокуратурой города проведена проверка по обращению Кузьмина А.Ю. о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Кузьмин А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением в г. Архангельске. По настоящее время, пригодным для проживания жилым помещением не обеспечен. Поскольку до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, просил обязать мэрию г.Архангельска предоставить ему по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В судебном заседании прокурор Киселева К.В., истец Кузьмин А.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель мэрии г. Архангельска Пилюгина А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что право истца на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством не оспаривает, считает, что удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав иных лиц, включенных ранее истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ссылаясь на ненадлежащее финансирование из областного бюджета просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г. Архангельска, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания своего представителя не направило. Представило в суд отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований не возражало.
Представитель третьего лица Правительства Архангельской области Андреечев И.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания не явился. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление, со ссылкой на действующий порядок обеспечения жилим помещением, вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство образования и науки Архангельской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания своего представителя не направило. Письменного мнения не представило.
Третье лицо Министерство финансов Архангельской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания своего представителя не направило. Письменного мнения не представило.
По определению суда в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что истец Кузьмин А.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Архангельской области.
Как следует из свидетельства о смерти серии I-ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ года, I-ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ года, мать истца - Кузьмина С.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец истца - Кузьмин Ю.И. умер ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с приказом Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № № Кузьмина Т.Ю. была назначена опекуном несовершеннолетних Кузьминой Ю.Ю., Кузьминой Е.Ю. и Кузьмина А.Ю.
Приказом Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № за Кузьминым А.Ю. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в г. Архангельске.
Как следует из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения № в <адрес> в г. Архангельске является Кузьмина Т.Ю. - сестра истца, совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы сестры и племянницы истца: Кузьмина Е.Ю., Ольховик Н.Ю. и ее несовершеннолетняя дочь Кузьмина К.А., Михеева Ю.Ю. и ее несовершеннолетняя дочь Михеева Д.О.
Согласно акту обследования жилого помещения по указанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденному начальником отдела по территориальному округу Варавино -Фактория УВСОП мэрии <адрес>, следует, что жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 47,2 кв.м., жилой площадью 31,9 кв.м. на 2 этаже деревянного дома с частичными удобствами (холодное водоснабжение, канализация, центральное газоснабжение). В квартире проживают: в комнате меньшей площадью - семья Ольховик Н.Ю. из четырех человек; комнату большей площади занимает Михеева Ю.Ю. с дочерью и Кузьмина Т.Ю. Истец и Кузьмина Е.Ю. снимают иные жилые помещения. Таким образом, на каждого зарегистрированного в жилом помещении человека приходится по 6,74 кв.м. общей площади и 4,55 кв.м. жилой площади, что значительно меньше нормы предоставления площади на одного человека в г. Архангельске.
Как следует из уведомления Росреестра по АО и НАО у Кузьмина А.Ю. права на какие-либо объекты недвижимого имущества в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
В соответствии со справкой ГБОУ СПО АО «Техникум строительства и городского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № Кузьмин А.Ю. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 26» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по очной форме обучения. Ему присвоена квалификация - плотник - третий разряд, столяр строительный - третий разряд.
После достижения возраста совершеннолетия и окончания образовательного учреждения жилое помещение на территории МО «Город Архангельск» Кузьмину А.Ю. не предоставлялось.
Заключением управления по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Кузьмин А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске.
Из содержания сведений, предоставленных Управлением по вопросам семьи, опеки и попечительства, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.Ю. числится за номером 432 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в г. Архангельске.
По настоящее время истец не обеспечен жилым помещением по месту своего жительства в городе Архангельске для постоянного проживания, вынужден снимать жилое помещение, что подтверждается пояснениями истца, письменными пояснениями представителя Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства, представителем ответчика не оспаривалось.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) (далее по тексту решения - ФЗ № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из п.1 ст. 14 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 14 указанного закона, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
На основании п. 8 ст. 19 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.
В силу ст. 46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных исковых требований является мэрия г. Архангельска.
Разрешая иск в части требований о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, которое подлежит предоставлению истцу, суд учитывает следующее.
Согласно положениям ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, Кузьмин А.Ю., обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенного в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Довод представителя ответчика о необоснованности заявленных исковых требований, со ссылкой на ненадлежащее финансирование суд не принимает во внимание поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора города Архангельска в интересах Кузьмина А. Ю. к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Кузьмину А. Ю. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2014 года
Председательствующий О.Я Беляевская