дело №2а-347/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года г. Альметьевск РТ
Альметьевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Гараевой А.В.
с участием представителя прокуратуры Плющева И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к исполнительному комитету муниципального образования г. Альметьевск о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету муниципального образования г. Альметьевск по вышеприведенной формулировке, указывая на то, что органами прокуратуры проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории Альметьевского муниципального района РТ, в ходе которого установлено, что по данным ГКУ РТ «Альметьевское лесничество», на территории муниципального образования г. Альметьевск расположены лесные участки на площади <данные изъяты> га. Однако лесохозяйственный регламент городских лесов не разработан и не утвержден, городские леса не поставлены на кадастровый учет с указанной категорией использования. Кроме того лесные участки, расположенные в кварталах №№ № <данные изъяты> участкового лесничества, примерной площадью <данные изъяты> га поставлены на кадастровый учет как земли населенного пункта г. Альметьевск. В связи с тем, что МБУ «Департамент экологии и природопользования» отрицается факт наличия на территории г. Альметьевск городских лесов, указанные земли имеют иной вид разрешенного использования. На основании изложенного Татарский природоохранный межрайонный прокурор просил признать бездействие исполнительного комитета муниципального образования г. Альметьевск незаконным, выразившееся в неразработке и не утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов, а также не постановке данных земель площадью <данные изъяты> га на кадастровый учет с категорией земли – городские леса;возложить на административного ответчика обязанность не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, изменить категорию земель примерной площадью <данные изъяты> га с учетом требований лесного законодательства и не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда поставить городские леса на кадастровый учет.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, обосновывая на доводах, изложенных в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, мотивируя тем, что на территории муниципального образования г. Альметьевск РТ городских лесов не имеется. Лесные участки на площади <данные изъяты> га имеют статус лесопарковой зоны, лесохозяйственный регламент использования которых разработан ГКУ «Альметьевское лесничество».
Представитель заинтересованного лица ГКУ «Альметьевское лесничество» в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Представитель Министерства лесного хозяйства РТ в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель МТУ Росимущества в Республике Татарстан в судебное заседание не явился, предоставив письменный отзыв по делу.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв по делу.
Представитель Палаты земельных и имущественных отношений в судебном заседании просила в удовлетворении требований прокурора отказать, указывая на то, что городских лесов на территории городского округа не имеется. Земельные участки, указанные в административном иске зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией, и площади, указанные административным истцом не конкретизированы в части их расположения. Из содержания иска невозможно определить, где они находятся. На публичной карте весь земельный массив значится за условным кадастровым номером, и вычленить отдельные участки, указанные в иске, не возможно.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по РТ» в судебном заседании вопрос принятия решения по делу оставила на усмотрение суда.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 г.) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (ч. 1).
Согласно ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3), иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4).
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Частью 5 статьи 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 N 424.
В соответствии с пунктом 12 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии подпунктами 12, 13, пункта 2 статьи 7 указанного закона в ГКН вносятся сведения о земельном участке, сведения о лесах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок.
В силу требований части 1, части 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ органами местного самоуправления в пределах их полномочий осуществляется ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 года N 7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Как следует из материалов дела, в частности ответа директора МБУ «Департамент экологии и природопользования Альметьевского муниципального района РТ», на территории г. Альметьевск городские леса отсутствуют (л.д. 9).
Согласно информации ГКУ «Альметьевское лесничество» (л.д. 11) на основании материалов лесоустройства 2004 года при проведении анализа публичной кадастровой карты населенных пунктов г. Альметьевск выявлено возможное наложение земель населенных пунктов г. Альметьевск на земли лесного фонда.
Как следует из представленных свидетельств о государственной регистрации права от 13 января 2010 года и 14 января 2010 года лесные участки земель лесного фонда ГБУ «Альметьевское лесничество», Миннебаевское участковое лесничество - квартал <данные изъяты>, ГБУ «Альметьевское лесничество» <данные изъяты> – квартал <данные изъяты> - зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией (л.д.35-66, 99,100, 113 оборот, 114).
Согласно лесохозяйственного регламента Альметьевского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (л.д. 101-112) распределены леса лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов, кварталы № <данные изъяты> лесничества (как указано в административном исковом заявлении) в действительности относятся к категории «лесопарковые зоны» (л.д.105). И согласно данного регламента на территории городского округа г. Альметьевск городских лесов не имеется.
При таких обстоятельствах и учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что указанные в административном исковом заявлении земельные участки <данные изъяты> участкового лесничества в кварталах №, занятые лесами и лесными насаждениями находятся в собственности городского округа г. Альметьевск, и принадлежащие на праве собственности Российской Федерации данные лесные участки в собственность органов местного самоуправления Альметьевского муниципального района не передавались; полномочия, предусмотренные ст. 84 Земельного кодекса РФ в отношении указанного земельного участка так же переданы не были, суд приходит к выводу о том, что исполнительный комитет г. Альметьевск не полномочен на осуществление мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет лесного участка, по проведению лесоустройства, разработке, принятию и утверждению лесохозяйственного регламента.
Кроме того, представителем административного истца не предоставлено доказательств наличия на территории городского округа г. Альметьевск земельных участков, занятых лесными насаждениями, относящихся к категории городские леса.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что административный истец, обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия административного ответчика и о понуждении разработать и утвердить нормативный правовой акт - лесохозяйственный регламент.
Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных правовых норм ветви власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В связи с этим суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░