Р Е Ш Е Н И Е
10 октября 2013 года гор. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Корнев П.И.,
при секретаре Шеховцовой Н.Ю.,
с участием заместителя прокурора Нытвенского района Сайфутдинова Ю.Н.,
представителя Белослудцевой Г.И. - Безматерных А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов от ДД.ММ.ГГГГ, материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица Белослудцевой Г. И. <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
В отношении должностного лица Белослудцевой Г.И. вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы направлены в суд для рассмотрения по существу.
Из постановления и материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом- главой администрации Новоильинского городского поселения Белослудцевой Г.И., были допущены нарушения требований пожарной безопасности, за что она была привлечена к административной ответственности по постановлению главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов от ДД.ММ.ГГГГ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, к наказанию в виде штрафа, размером 6000 рублей.
Белослудцева Г.И. не согласилась с решением должностного лица и направила в Нытвенский районный суд ДД.ММ.ГГГГ жалобу.
В судебном заседании представитель Белослудцевой Г.И. просит постановление должностного лица изменить, т.к. нарушения указанные в постановлении не нашли своего подтверждения в полном объеме, должностным лицом при назначении наказания не учтены смягчающие вину обстоятельства.
Прокурор полагает, что постановление подлежит изменению в части наказания.
Должностное лицо, вынесшее постановление, извещенное о дне, времени и месте рассмотрения материалов и жалобы в суд не прибыло, ходатайства об отложении не заявляло.
Выслушав представителя Белослудцевой Г.И., прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, в связи с выявленными нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности главой администрации Новоильинского городского поселения, постановление и материалы направлены для рассмотрения главному государственному инспектору Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов, которым установлено, что должностное лицо виновно в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушения заключаются в следующем:
- на территории поселка Новоильинский здания не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, по адресам:
1) <адрес>
2) <адрес>
3) <адрес>;
4) <адрес>
5) <адрес>;
6) <адрес>;
7) <адрес>;
8) <адрес>;
9) <адрес>;
10) <адрес>;
11 )<адрес>
12) <адрес>
13) <адрес>,
- территория <адрес> не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре;
- в поселке Новоильинский улицы в местах граничащие с лесным массивом не проведены мероприятия по созданию защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) сухой растительности, предупреждающие распространение огня при природных пожарах по следующим адресам:
1) <адрес>
2) <адрес>;
3) <адрес>;
4) <адрес>;
5) <адрес>;
6) <адрес>;
7) <адрес>;
8) <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, Белослудцева Г.И. является должностным лицом - главой администрации Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района и согласно Устава в её полномочия входят вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения она является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон №123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона № 123-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения постановления) к нормативным правовым актам РоссийскойФедерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Как следует из ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Помимо этого, в пунктах п.4.1, 9.11 СП 8.13130.20099 определено, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м.
В соответствии со ст.16 Федерального Закона № 69-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
Пунктами 78 и 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела (л.д. 2-6), в том числе административного дела № - информацией МЧС, объяснением Белослудцевой Г.И., решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, уставом муниципального образования, распоряжением №-«к» от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением нарушения, установленного в части проведения мероприятий по созданию защитных противопожарных минерализованных полос, удаления (сбора) сухой растительности в микрорайоне Новая станция и по <адрес>, поскольку данные дома расположены вдоль берега реки Кама, и по адресам: <адрес> от <адрес> от <адрес> от <адрес> от <адрес> от <адрес>, так как данные жилые дома расположены на земельном участке: № в квартале № на территории земель ГКУ «Закамское лесничество». Данные дома были построены Нытвенским леспромхозом для своих работников, при установлении границ лесничества факт постройки данных жилых домов учтен не был. Представлена переписка администрации по данному вопросу, из которой следует, что лесные насаждения вблизи поселка Новоильинский относится к защитным лесам, и вырубка данных насаждений полосой до 100 метров представляет сплошную рубку, которая запрещена в соответствии с п.1 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, соответственно, вина в данной части вменяемых нарушений не доказана административным органом.
Не нашли своего подтверждения доказательства вины об отсутствии на территории поселения источников наружного противопожарного водоснабжения.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с Уставом городского поселения администрация обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных - пунктов поселения.
Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Среди норм, к которым отсылает положение п. 2 ч. 2 названной статьи, следует указать, положения ст. 53 Водного кодекса РФ об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности: забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
В пункте 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Пунктом 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") на органы местного самоуправления поселений для целей пожаротушения возложена обязанность по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, обозначены обязанности, возложенные на органы местного самоуправления сельского поселения, в пользовании которых с целью обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов сельского поселения находятся источники противопожарного водоснабжения.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в <адрес>, данные нарушения установлены и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, представителем Белослудцевой Г.И. суду переданы доказательства того, что в <адрес> существуют и установлены сооружения - источники противопожарного водоснабжения, представлены фотографии.
На основании вышеизложенного, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В постановлении должностного лица указано, что частично вину Белослудцева Г.И. признала, она предпринимала меры к устранению нарушений, административное правонарушение совершено впервые, данные обстоятельства признаны смягчающими, однако судья считает, что наказание было назначено без их учета и является суровым.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене в части назначенного наказания в виде взыскания штрафа в размере 6000 рублей, в отношении заявителя надлежит применить меру административной ответственности в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного, постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо изменить, жалоба подлежит частично удовлетворить.
Руководствуясь ст. 30.6 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить в части постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное главным государственным инспектором Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов о привлечении должностного лица Администрации Новоильинского городского поселения Нытвенского муниципального района Белослудцевой Г. И. по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде назначения административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Меру административной ответственности заменить на предупреждение.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение десяти дней со дня его вручения.
Судья П.И. Корнев