Решение по делу № 2а-3438/2019 ~ М-3056/2019 от 14.08.2019

Дело №2а-3438/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2019 года                                                                   г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой Д.З., с участием прокурора Баторова Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лемзякова Василия Михайловича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ... о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Лемзяков В.М. с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ..., просит признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... Лемзякова Василия Михайловича», провести повторную проверку подписей, представленных кандидатом Лемзяковым В.М. в поддержку своего выдвижения, в порядке, установленном статьей 77 КАС РФ, статьей 27.1 Закона РБ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ...», обязать окружную избирательную комиссию ... зарегистрировать Лемзякова В.М. в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва, обратить решение суда к немедленному исполнению в целях реализации избирательных прав кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва Лемзякова В.М. В обоснование заявления истец указывает на то, что в итоговом протоколе проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что количество недостоверных (недействительных) подписей составляет 6 (10,9%), количество действительных подписей 49. В соответствии с ведомостью проверки подписных листов подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей - 1, неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя - 1, сведения об избирателе не соответствуют действительности 3, подпись лица, не обладающего активным избирательным правом - 1. Между тем, в папке ... с подписными листами в поддержку самовыдвижения Лемзякова В.М. ни одной подписи избирателя, внесенной позднее заверения подписного листа сборщиком подписи, не имеется. Неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя также не имеется, поскольку на листе 8 строка 2 цифры «19» в графе «Дата внесения подписи» проставлены избирателем с учетом того, чтобы указанные цифры вошли в графу. Комиссия ошибочно приняла данное обстоятельство за дописку цифры «1». Вины избирателя в том, что графа является слишком узкой и не вмещает дату с указанием дня, месяца и года, нет. При этом исправлений, зачеркиваний, не имеется, следов зачисток, подтирок, вписок и т.п. комиссией или экспертом не выявлено. Полагает, что подписи указанных избирателей подлежат признанию действительными (достоверными) и учету при подсчете общего количества действительных подписей. С учетом данных подписей количество недействительных подписей в подписных листах Лемзякова В.М. составит (8%), количество действительных подписей составит 51 (92%), что достаточно для регистрации в качестве кандидата на соответствующих выборах.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Избирательная комиссия ....

В судебном заседании Лемзяков В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивал на удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа ... по доверенности Аверина Е.А. с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в иске истцу отказать. Суду пояснила, что на листе 8 недействительных подписей не имеется, на листе 1 имеется ошибка в дате указания подписи избирателя, но эта ошибка не была оговорена.

В судебное заседание Избирательная комиссия ... своих представителей не направила, о причинах неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Баторова Б.Н., полагавшего, что требования истца удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.

В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ ... «О назначении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа ... от Лемзякова В.М. поступило заявление о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Согласно п.1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

На основании п.3 ст. 27 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ...» (далее – Закон Республики Бурятия) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с п. 10 ст. 27 вышеуказанного закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимых для регистрации не более чем на 10 процентов.

Численность избирателей одномандатного избирательного округа ... составляет 10 080 человек.

Решением Избирательной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГ ... ... «Об установлении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва» было установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... - минимальное (50 подписи избирателей) и максимальное (55 подписей избирателей).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Окружной комиссией одномандатного округа ... от Лемзякова В.М. было принято 22 подписных листа с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. Количество подписей избирателей: 55.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ... Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... административному истцу Лемзякову В.М. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ....

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Лемзяковым В.М. в поддержку самовыдвижения на выборах депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными признано 6, что составляет 10,9 % от общего количества подписей, подлежащих проверке.

В соответствии с ведомостью проверки подписных листов подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей - 1, неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя - 1, сведения об избирателе не соответствуют действительности - 3, подпись лица, не обладающего активным избирательным правом - 1.

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято Окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу ... в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Лемзяков В.М. ссылается на то, что в папке ... с подписными листами в поддержку самовыдвижения Лемзякова В.М. ни одной подписи избирателя, внесенной позднее заверения подписного листа сборщиком подписи, не имеется. Неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя также не имеется, поскольку на листе 8 строка 2 цифры «19» в графе «Дата внесения подписи» проставлены избирателем с учетом того, чтобы указанные цифры вошли в графу. Комиссия ошибочно приняла данное обстоятельство за дописку цифры «1». Вины избирателя в том, что графа является слишком узкой и не вмещает дату с указанием дня, месяца и года, нет. При этом исправлений, зачеркиваний, не имеется, следов зачисток, подтирок, вписок и т.п. комиссией или экспертом не выявлено.

В силу ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявителем решение окружной избирательной комиссии оспорено в установленный законом срок.

При рассмотрении судом вопроса о законности принятого Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... решения от ДД.ММ.ГГГГ ..., было установлено следующее.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, административный иск о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений отсылает к проверке обстоятельств, указанных в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 упомянутого Федерального закона - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии п.п. «ж» п.6 ст.28 Закона РБ ...-III основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

При рассмотрении дела судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... Лемзякову В.М. необходимо было получить 50 достоверных подписей. Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа ... ему было засчитано 49 подписей.

При таких обстоятельствах, в ситуации, когда при добросовестности действий кандидата в качестве единственного препятствия для реализации им своего права является факт недостаточности лишь одной подписи, особое значение приобретает детальное исследование указанных истцом обстоятельств.

Как следует из ведомости проверки подписных листов Лемзякова В.М., подпись на листе 8 строка 2 не признавалась недействительной, в связи с чем, оснований для признания ее достоверной у суда не имеется.

Рассматривая вопрос о незаконности исключения подписи на листе 1 строка 3, судом исследовались подписные листы, представленные кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... Лемзяковым В.М. в Окружную избирательную комиссию ....

Данная подпись (лист 1 строка 3) была исключена в связи тем, что подпись избирателя была внесена позднее заверения подписного лица, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Согласно требованиям пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (пункт 12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в п.8 ст. 27 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ...» (принят Народным Хуралом РБ ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, вышеназванные нормы федерального и регионального законодательства четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает.

Согласно таблице сведений, содержащихся в подписном листе на странице 1 с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Лемзякова В.М., информация, необходимая в соответствии с требованиями закона, имеется. Между тем, дата внесения подписи избирателем (строка 3) указана как «26.07.21019 г.», дата заверения подписного лица лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей - «ДД.ММ.ГГГГ.».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Пунктом 6.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» пункта 6.4 настоящей статьи.

Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 названного закона).

Анализируя сведения, содержащиеся в подписном листе на странице 1 строка 3, суд признает указание даты внесения подписи избирателем «21019 года» вместо «2019 года» явной технической опиской, поскольку подписи избирателей в поддержку кандидата фактически получены в установленное законом время, данная описка не искажает полноту и правильность приведенных сведений, а оснований полагать о внесении подписи данным избирателем в 21019 году не имеется в силу объективной невозможности, выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доводы представителя административного ответчика о том, что данная ошибка не была оговорена, в связи с чем, законно ОИК подпись избирателя была признана недействительной, судом отклоняются, так как дата внесения подписи избирателем в строке 3 на листе 1 не содержит исправлений, помарок.

По указанному основанию ссылку представителя административного ответчика на то, что избирательная комиссия не наделена правом устанавливать, влияет ли наличие помарки или исправления на однозначность восприятия информации, суд также не принимает во внимание.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым из числа подписей, признанных недействительными, исключить подпись, находящуюся на строке 3 листа 1, признать ее достоверной.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о проверке всех подписей, так как повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только в пределах подписей, подлежавших проверке. То есть указание номера папок, листов и строк, содержащих подписи избирателей, которые, по мнению административного истца, неправомерно признаны недостоверными и (или) недействительными, является условием проведения повторной проверки подписных листов судом (п.7 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ).

С учетом изложенного, из 55 представленных Лемзяковым В.М. в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа ... подписей, 5 являются недействительными, что составляет 9,09%.

Следовательно, решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... Лемзякова Василия Михайловича» является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В качестве способа восстановления нарушенного права, суд полагает необходимым обязать окружную избирательную комиссию ... рассмотреть вопрос о регистрации Лемзякова Василия Михайловича в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... с учетом всех обстоятельств, указанных в решении суда, так как исходя из положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

Кроме того, суд полагает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов, учитывая, что до дня голосования осталось менее месяца, обратить решение к немедленному исполнению с соблюдением положений статьи 188 и части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лемзякова Василия Михайловича удовлетворить частично.

Признать решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу ... от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ... Лемзякова Василия Михайловича» незаконным и отменить.

Возложить на Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу ... обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Лемзякова Василия Михайловича в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу ....

Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.

Обязать Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу ... сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Лемзякову Василию Михайловичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня его принятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Мотивированное решение составлено 16.08.2019 г.

Судья                                                                                                Е.А. Богомазова

2а-3438/2019 ~ М-3056/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лемзяков Василий Михайлович
Прокуратура Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 13
Другие
Избирательная комиссия г.Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богомазова Елена Андреевна
14.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
14.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2019[Адм.] Судебное заседание
16.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
19.08.2019[Адм.] Судебное заседание
03.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019[Адм.] Дело оформлено
09.10.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее