Дело № 2-224/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2016 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Сасим И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кондопожского городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кондопожского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что прокуратурой Кондопожского района, при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Кондопожского городского поселения, установлено, что на территории Кондопожского городского поселения вдоль старой автодороги «........» при въезде в г. Кондопога расположена несанкционированная свалка отходов размерами <...> метров, координаты места свалки: широта – <...>, долгота – <...>. Администрацией Кондопожского городского поселения не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки. Ссылаясь на ст. 3, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 1, 3, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 42 Конституции РФ, просит обязать ответчика ликвидировать поименованную несанкционированную свалку.
Помощник прокурора Бакулин И.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил обязать ответчика ликвидировать указанную несанкционированную свалку. При этом просил, с учетом наличия снежного покрова, затрудняющего в ближайшее время реальное исполнение решения суда, установить срок исполнения решения до ХХ.ХХ.ХХ.
Представитель Администрации Кондопожского городского поселения Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК Карпова Ю.А., действуя на основании доверенности, поддержала требования прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ч. 1 ст. 7 Закона). Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (ч. 3 статьи). В соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона).
Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Границы Кондопожского городского поселения определены Законом Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» от 01 ноября 2004 года № 813-ЗРК. В соответствии со ст. 1 данного Закона в состав Кондопожского городского поселения входят город Кондопога, поселок Берёзовка, входящие в состав города Кондопоги деревня Сюрьга, разъезд Нигозеро.
Уставом Кондопожского городского поселения определен перечень вопросов местного значения, к числу которых отнесен вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения. Таким образом, Кондопожское городское поселение является органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городского муниципального образования.
Судом установлено, что при проведении проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды прокуратурой Кондопожского района обнаружена несанкционированная свалка отходов, расположенная вдоль старой автодороги «........» при въезде в г. Кондопога, координаты на местности: широта – <...>, долгота – <...>.
Из пояснений сторон следует, что данная несанкционированная свалка отходов расположена в границах Кондопожского городского поселения; сведения о передаче данного земельного участка в собственность или пользование физическим либо юридическим лицам отсутствуют. В отношении земельного участка, на котором расположена указанная несанкционированная свалка, договор аренды, иные договоры по использованию земельного участка не заключались. Также отсутствуют сведения и документы по передаче указанного земельного участка в собственность юридических и физических лиц.
Из пояснений прокурора следует, а из имеющихся в материалах дела фотографий визуально видно, что данная свалка состоит из бытовых и иных отходов.
Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представляется возможным.
В нарушение ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава МО Кондопожское городское поселение, администрацией поселения не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории муниципального образования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Поскольку несанкционированная свалка расположена на территории Кондопожского городского поселения и доказательств того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, передан кому-либо в собственность, в аренду либо на ином праве пользования суду представлено не было и в ходе рассмотрения дела не установлено, суд считает надлежащим ответчиком по настоящему делу Администрацию Кондопожского городского поселения, так как в силу норм действующего законодательства организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Также суд принимает во внимание, что функции по сбору и вывозу мусора согласно нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения поселений. Территория размещения свалки входит в состав территории городского поселения, а наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду. Доказательств того, что на обнаруженной свалке имеются иные отходы и мусор, кроме твердых бытовых отходов, в подтверждение своих доводов ответчиком в судебном заседании, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Анализ исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о доказанности факта нарушения Администрацией Кондопожского городского поселения, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. При таких обстоятельствах, требование прокурора к администрации Кондопожского городского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом требований разумности, принимая во внимание объем работ, который необходимо произвести для выполнения судебного решения, наличие снежного покрова в месте расположения несанкционированной свалки, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – до ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать Администрацию Кондопожского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вдоль старой автодороги «........» при въезде в г. Кондопога, имеющую координаты: широта – <...>, долгота – <...>, в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2016 года.