УИД № 10RS0017-01-2019-001045-32
№ 2-794/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2019 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полеченко Г.А. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о проведении капитального ремонта,
установил:
истец обратился в суд с иском ответчику по тем основаниям, что Полеченко Г.Я. проживает в квартире <Адрес обезличен>, дом с печным отоплением, состоит из трех квартир, квартира <Номер обезличен> данного дома находится в собственности. В настоящее время сарай, в котором должны храниться дрова, предназначенные для отопления, не пригоден для использования. Кровля сарая прогнила и протекает. Стойки сарая имеют значительную степень биологического повреждения, фундамент отсутствует. 16 апреля 2019 г. истец обратилась в обслуживающую компанию о восстановлении сарая, получила отказ в восстановлении сарая. 17 апреля 2019 г. обратилась в Администрацию Сортавальского городского поселения, составлена дефектная ведомость на строительство сарая, но действенных мер ответчиком не принято. Отсутствие сарая для хранения дров создает препятствия в пользовании жилым помещением, в связи с чем просит обязать ответчика в срок до 15 октября 2019 г. произвести работы по капитальному ремонту путем восстановления дровяного сарая для хранения дров, предназначенных для отопления жилого дома.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия.
В судебном заседании истец доводы иска поддержала.
Представитель ответчика Иванова А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Третье лицо ООО «ДомСтройСервис» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен письменный отзыв о несогласии с доводами иска.
Третье лицо Фонд капитального ремонта Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представлен письменный отзыв о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьями 246 и 247 этого же Кодекса определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 ст. 158 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 158 ЖК РФ установлено, что расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Судом установлено, что квартира, предоставленная истице по договору социального найма, находится в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, п. Токкарлахти, дом № 10. В жилом доме 3 квартиры, из них квартира № 3 находится в собственности граждан, квартиры № 1 и № 2 – в муниципальной собственности.
Собственниками помещений не избран способ управления домом, в связи с чем к ним возможно применение положений характерных для способа управления - непосредственное управление собственниками помещений.
На основании распоряжения администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» № 597-О от 27 декабря 2012 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, передан в обслуживание ООО «ДомСтройСервис» (ранее – ООО Дом-Сервис»).
Согласно техническому паспорту на указанный многоквартирный жилой дом на дворовой территории жилого дома отсутствуют какие-либо надворные постройки. Вместе с тем, жилой дом является неблагоустроенным, оборудован печным отоплением, что предполагает оборудование места, необходимого для хранения дров, предназначенных для отопления жилого помещения.
Из акта обследования от 24 сентября 2019 г., составленного ООО «ДомСтройСервис» с участием представителя собственника администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», на дворовой территории дома № 10 пос. Токкарлахти г. Сортавала имеется трехсекционный сарай для хранения дров жильцами дома. Указанное сооружение находится в ненадлежащем состоянии.
Согласно сведениям Фонда капитального ремонта Республики Карелия в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015 г. - 2044 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П, многоквартирный дом <Адрес обезличен> не включен, в связи с чем обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников на сегодняшний день отсутствует.
Из ответа АО «ЕРЦ РК» следует, что по данному адресу взносы за капитальный ремонт не начисляются.
В 2019 г. истец обращались в администрацию МО «Сортавальское городское поселение», ООО «СтройСервис» с вопросами о принятии мер к восстановлению имеющихся возле дома сараев, однако получила отказ.
Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» сообщила, что по результатам обследования дровяного сарая, расположенного около дома №10 в п. Токкарлахти г. Сортавала составлена дефектная ведомость на строительство сарая. Решается вопрос о ценовой информации и потенциальном подрядчике.
До настоящего времени локальной сметы о стоимости ремонта сарая, которым пользуются собственники, не составлено.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений пункта 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Следовательно, при возникновении необходимости проведения определенных работ собственники помещений на основании решений общего собрания заключают договоры оказания услуг по выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Полный перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников, содержится в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, в соответствии с которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме
Таким образом, вопрос о проведении капитального ремонта, в том числе в отношении дворовых построек, относится к компетенции общего собрания.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, собственники обязаны утвердить на общем собрании (согласовать) характер, объем и стоимость услуг и работ.
В соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме капитальный ремонт общего имущества проводитсяпо решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей.
Из приведенных законоположений следует, что вопросы управления общим имуществом многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников квартир, могут решаться только по воле всех собственников жилых помещений в этом доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 в соответствии с ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по содержанию и ремонту сараев в данный Перечень не включены.
Согласно п. 3 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, работы по благоустройству дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок) относятся к работам капитального характера.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, п. Токкарлахти, д.10 о проведении работ по восстановлению сарая не принималось, общее собрание собственников по данному вопросу не проводилось, доказательств того, что между всеми собственниками помещений жилого дома было достигнуто соглашение о проведении указанных ремонтных работ, о необходимости заключения контракта, о стоимости работ, их перечне, истцом не представлено.
В ходе рассмотрения спора наличие такого решения, принятого общим собранием собственников многоквартирного дома, судом не установлено, а доказательств обратного истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, в силу закона обязанность по проведению капитального ремонта не может быть возложена только на администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение».
При таких обстоятельствах суд, оценивая в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными, в связи с чем в удовлетворении исковых требований полагает необходимым отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 08 октября 2019 г.