дело № 2-462/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнекамск ...
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Булатова И.Х. при секретаре судебного заседания Артамоновой Т.В., с участием помощника Нижнекамского городского прокурора Борзенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Федонина А.А. к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Министерства внутренних дел России по Нижнекамскому району о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Федонин А.А. обратился с иском в суд к Управлению МВД России по Нижнекамскому району о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что в период времени со ... по ..., а также с ... по ... находясь в ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району ему не предоставлялись прогулки, в связи, с чем ухудшилось его здоровье. Кроме того, ... года исполняющий обязанности начальника ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району проигнорировал его заявление о вызове врача психиатра. Просит взыскать с Управления МВД России по ... компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Федонин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако в связи с нахождением в местах лишения свободы в судебное заседание не явился, отложить разбирательство не просил.
Представитель ответчика Управлению МВД России по Нижнекамскому району Румянцев М.И., действующий на основании доверенности от ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отложить разбирательство не просил, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истец в адрес администрации ИВС с заявлением о вызове врача в связи с ухудшение состояния его здоровья не обращался, лишение права истца на прогулки было связано с введением в ИВС режима особых условий на основании приказа начальника Управления МВД России по Нижнекамскому району.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, привлеченного определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, возражений не представил, отложить разбирательство не просил.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон), а также пунктом 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Согласно статье 48 Закона в случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков, захвата заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается прием посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.
Аналогичное предусмотрено наставлениями по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года №140дсп.
Судом установлено, что в период времени со ... по ..., с ... по ... истец содержался в ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району.
... приказом начальника Управления МВД России по Нижнекамскому району ... в ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району, в связи с совершенным побегом одного из подозреваемых, введен режим особых условий. Выведение режима особых условий было согласовано с Нижнекамской городской прокуратурой, что подтверждено также участвующим при рассмотрении дела прокурором.
Согласно пункту 3 указанного приказа, в ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району ... приостановлены прогулочные мероприятия подозреваемых и обвиняемых, усилена охрана, пропускной режим и надзор за указанными лицами, до устранения недостатков по технической укрепленности специального учреждения.
В указанный период времени, как установлено судом, и не оспаривается сторонами, администрацией ИВС как истцу, так и иным подозреваемым, обвиняемым, не были предоставлены прогулки.
В целях исполнения указанного приказа, Управлением МВД России по Нижнекамскому району заключен государственный контракт с ООО «Альтаир» на проведение строительно-монтажных работ защитных ограждений, направленных на техническую укрепленность изолятора временного содержания, которые выполнены ... и ... особый режим в ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району был снят.
Таким образом, причины по которым истцу не были предоставлены прогулки в период содержания в ИВС с ... по ..., являются уважительными, соответствуют сложившимся особым условиям в изоляторе временного содержания Управления МВД России по Нижнекамскому району и не превышают предусмотренные законом 30 суток для введения режима особых условий.
Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что указанные действия должностных лиц ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району являются правомерными и не противоречат действующему законодательству.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Отсутствие вины, противоправности действий должностных лиц в ограничении прав истца, является безусловным основанием для освобождения ответчика от компенсации морального вреда и отказа в удовлетворении иска.
Доводы истца об игнорировании должностным лицом ИВС Управления МВД России по Нижнекамскому району его заявления о вызове врача также являются необоснованными, поскольку истцом каких-либо доказательств, в обоснование своих доводов, суду не представлено и судом не добыто.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░