Решение по делу № 2а-233/2019 ~ М-206/2019 от 31.10.2019

№ 2а-233

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 ноября 2019 года г. Первомайск

Первомайский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

при секретаре Петруниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Нижегородской области к Гаврилову Алексею Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Нижегородской области (далее по тексту - ИФНС) обратились в суд с административным иском к Гаврилову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени и в обосновании своих требований указали, что на налоговом учете в ИФНС в качестве налогоплательщика состоит Гаврилов А.В., который является плательщиком транспортного налога, так как на нем зарегистрированы транспортные средства: автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель <данные изъяты>, <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 06.10.2015 года, дата утраты права 12.10.2016 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты> марка/модель <данные изъяты>, <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 15.10.2015 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 2009, дата регистрации права 14.12.2016 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 1994, дата регистрации права 15.06.2010. Налог был исчислен налоговым органом и предъявлен налогоплательщику к уплате путем направления налогового уведомления от 21.09.2017 года № 22373876. Однако в сроки, установленные законодательством, ответчик налог не оплатил, поэтому на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении ответчика были выставлены требования от 17.11.2016 года № 5862 и от 27.02.2018 года № 1887, в которых сообщалось о наличии задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Однако до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. 31.10.2018 года мировым судьей судебного участка Первомайского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ № 2а-94/2018 о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени, который был отменен 06.11.2018 года в связи с возражениями ответчика. По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи заявления ответчиком суммы недоимки и пени по налогам не оплачены и за налогоплательщиком числится задолженность всего в размере 7050,75 рублей, из них: налог - 6162,29 рублей, пени - 888,46 рублей. Поэтому просят взыскать с Гаврилова А.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 6162,29 рублей, пеня в размере 888,46 рублей, а всего 7050,75 рублей, восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца ИФНС, в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой и обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 30-32).

Административный ответчик Гаврилов А.В. в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом судебной повесткой и представил в суд возражения на исковое заявление, в которых просит в иске отказать в связи с пропуском срока исковой давности, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24-27, 33-34).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Статьей ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, а также другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ установлено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что Гаврилов А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку в собственности имеет транспортные средства: автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты> марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 06.10.2015 года, дата утраты права 12.10.2016 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак Е600ХВ152, марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 2008, дата регистрации права 15.10.2015 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты> марка/модель <данные изъяты>, год выпуска 2009, дата регистрации права 14.12.2016 года; автомобили легковые, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель <данные изъяты> год выпуска 1994, дата регистрации права 15.06.2010 (л.д. 18, 28-29).

В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от 21.09.2017 года № 22373876 об уплате транспортного налога (л.д. 9-10).

В установленный срок начисленный транспортный налог Гавриловым А.В. не уплачен, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени, и выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: № 5862 по состоянию на 17.11.2016 года с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц со сроком уплаты до 10.01.2017 года (л.д. 11-12), № 1887 по состоянию на 27.02.2018 года с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 6162,29 рублей со сроком уплаты до 06.07.2018 года (л.д. 14-16).

Требование налогового органа, до настоящего времени, оставлено административным ответчиком без исполнения.

Вместе с тем в своих возражениях административный ответчик просит отказать в иске в связи пропуском срока исковой давности, а ИФНС просят восстановить срок на подачу административного искового заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 286 КАС РФ).

Суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по транспортному налогу не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Так судебный приказ по административному делу № 2а-94/2018, выданный 31.10.2018 года, о взыскании с Гаврилова А.В. недоимки по транспортному налогу и пени отменен определением мирового судьи судебного участка Первомайского судебного района Нижегородской области 06.11.2018 года (л.д.20-21), в связи с чем шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных налоговых платежей истек 05.05.2019 года, а административное исковое заявление, согласно штемпеля на титульном листе, было подано лишь 31.10.2019 года.

В силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

Следовательно, в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд 31.10.2019 года, которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности.

Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 06.11.2018 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что ИФНС является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, поэтому следует отказать в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 286 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Нижегородской области к Гаврилову Алексею Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Красненков

2а-233/2019 ~ М-206/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Нижегородской области
Ответчики
Гаврилов Алексей Владимирович
Суд
Первомайский районный суд
Судья
Красненков Е.А.
31.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019[Адм.] Судебное заседание
12.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее