РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
19 ноября 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Даржаевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5155/2018 по иску прокурора <адрес> к Волкову Е. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Волкову Е. В. с требованием прекратить действие права на управление транспортными средствами, которое подтверждено водительским удостоверением № <адрес>, категории «В» от ДД.ММ.ГГГГ
Административные исковые требования мотивированы наличием у ответчика противопоказаний и препятствий для управления ТС ввиду употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
В судебном заседании помощник прокурора Алсагаева Е.К. поддержала административные исковые требования, суду пояснила, что Волков Е.В. состоит на учете в ГАУЗ «РНД» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом F 11.2 « Синдром зависимости. Вызванный употреблением опиоидов». С диспансерного учета не снимался, в настоящее время имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Просила иск прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица МРЭО ГИБДД МВД России по РБ Кудинов О.Ф. не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Административный ответчик Волков Е.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, о причинах неявки суду не сообщал.
Выслушав помощника прокурора Алсагаеву Е.К., рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № № «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психотропных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10.
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от № от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г. № «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией», срок стойкой ремиссии устанавливается для больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Судом установлено, что Волков Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости, вызванный употреблением опиоидов» (F 11.2). Имеет противопоказания для управления ТС. Данный факт подтверждается сообщением ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из карточки операции с ВУ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> Волков Е.В. имеет водительское удостоверение № <адрес>, категории «В» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание факт того, что Волков Е.В. состоит на диспансерном учете в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости, вызванный употреблением опиоидов» (по F 11.2)., суд приходит к выводу о наличии у последнего противопоказаний для управления транспортным средством.
Доказательств того, что Волков Е.В. в настоящее время снят с диспансерного учета в ГАУЗ «РНД» суду представлено не было.
Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Закона закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
В силу абзаца 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, принимая во внимание, что заболевание ответчика относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, и что деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, у суда имеются достаточные фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований и прекращения действия предоставленного ответчику права на управление транспортными
средствами. В ходе рассмотрения дела доказательств обратного ответчик не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Волкову Е. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Волкова Е. В. на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением № <адрес>, категории «В» от ДД.ММ.ГГГГ выданным на имя Волкова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Номогоева З.К.