Дело № 2-436/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.П. Евпловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чисталева В.И. к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании задолженности взносов на капитальный ремонт незаконными и возложении обязанности освободить от уплаты задолженности взносов на капитальный ремонт и освободить от уплаты взносов на капитальный ремонт,
установил:
Чисталев В.И. обратился в суд с иском к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании задолженности взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 871,13 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей незаконной, возложении обязанности освободить от уплаты задолженности взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и освободить от уплаты взносов за капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ до заключения договора о формировании фонда капитального ремонта по месту регистрации объекта договора. В обоснование исковых требований указано, что он является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: <адрес>. Право владения общедолевой собственностью за ним не зарегистрировано. Следовательно, считает, что ответчик ошибочно производит начисление взносов на капитальный ремонт общедомового имущества. Он не является членом некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», его учредителем, поэтому взносы на капитальный ремонт должны быть добровольными. Договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества с ним не заключался.
Истец Чисталев В.И. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принял, своего представителя не направил. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик - некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняла, своего представителя не направила. Ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований Чисталеву В.И., поскольку взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах урегулированы действующим жилищным законодательством и представляют собой платежи собственников помещений в таких домах.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрация муниципального района «Усть-Куломский», администрация сельского поселения «Усть-Кулом» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняли, своих представителей не направили.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
На основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П следует, что в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, закреплено в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ определено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 и от 02.10.2017 № 519 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, соответственно, сумма подлежащего уплате ежемесячного платежа определяется как произведение площади и минимального размера взноса на капитальный ремонт. Правовые и организационные основы проведения капитального ремонта установлены также Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми», постановлением Правительства Республики Коми от 04.10.2013 «О создании некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора, в том числе являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Из материалов дела усматривается, что истец Чисталев В.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ серия №).
Многоквартирный жилой дом по указанному адресу включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес>, которая утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572.
Постановлением администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от 09.09.2014 № 225 фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В приложении к указанному постановлению указан, в том числе, <адрес> Республики Коми.
Ответчик является региональным оператором, осуществляющим формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях формирование фонда капитального ремонта ответчиком в отношении истца Чисталева В.И. открыт лицевой счет №.
Установлено, что ответчиком истцу выставлен счет на оплату взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с указанием задолженности в размере 4 871,13 рублей. Оплата задолженности истцом не произведена.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме выбран иной способ формирования фонда капитального ремонта и выбранный способ был реализован.
Доводы истца об отсутствии договора об уплате взносов на капитальный ремонт суд признает несостоятельными, поскольку законодательство не связывает возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт возникает на основании прямого указания закона (статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Чисталева В.И. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чисталева В.И. к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании задолженности взносов на капитальный ремонт незаконными и возложении обязанности освободить от уплаты задолженности взносов на капитальный ремонт и освободить от уплаты взносов на капитальный ремонт отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца