Решение по делу № 33-3725/2019 от 18.07.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Седова Е.А. Дело №33-3725/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Мариной С.В.,

судей: Филатовой Н.В., Чашиной Е.В.,

при секретаре: Лемех М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 мая 2019 года, которым исковые требования Чикуновой Аллы Владимировны были удовлетворены: установлен факт ее проживания в период с 26 апреля 1986 года по декабрь 1988 года в деревне Романовичи Гомельского района Гомельской области; на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Чикуновой Алле Владимировне страховую пенсию по старости на основании ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подп.7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 15 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Чашиной Е.В., объяснения представителя ответчика Левенковой В.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца Чикуновой А.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чикунова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 29 ноября 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», однако ей было отказано, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления пенсионных льгот на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь. С таким решением ответчика она не согласна, полагала, что представленные справки, полученные в Республике Беларусь, о ее проживании в д. Романовичи Гомельской области с 1986 года по декабря 1988 года, подтверждают отнесение ее к категории лиц с льготным социально-экономическим статусом и дают право на досрочное пенсионное обеспечение; выдача специальных удостоверений такой категории граждан не предусмотрена; получить документы о проживании в Республике Беларусь российского образца не представляется возможным, поскольку они выдаются по месту проживания в спорный период. В этой связи просила (с учетом последующего уточнения) установить факт ее проживания в д. Романовичи Гомельского района Гомельской области в период с 26 апреля 1986 года по декабрь 1988 года, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15 декабря 2018 года.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В поданной апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) выражает несогласие с вынесенным судом решением, указывает, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Положениями ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся из других государств, однако пенсия по своей правовой природе к мерам социальной поддержки не относится.

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 ноября 2018 года Чикунова Алла Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отдел ПФР в Ленинградском районе г. Калининграда с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Однако ей было отказано, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления пенсионных льгот на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленные истцом справки исполкома Совета народных депутатов Гомельского района Гомельской области от 13 июля 1995 года и Улуковского сельского исполнительного комитета Гомельского района Гомельской области от 18 ноября 2010 года, о проживании ее с 1986 года по декабрь 1988 года в д. Романовичи Гомельской области Республики Беларусь, входящем в зону проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км., что соответствует «зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом», подтверждает отнесение ее к категории лиц с льготным социально-экономическим статусом и дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с вышеприведенными Федеральными законами.

Кроме того, проверяя факт проживания истца на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) и по 30 июня 1986 года, суд проанализировал полученные ответы на запросы, в частности от Улуковского сельского исполнительного комитета, согласно которому Чикунова А.В. (до брака - Дергачева) значится в похозяйственной книге за 1983-1985 годы по адресу: <адрес>, с указанием места работы: <данные изъяты> (с января 1984 года - <данные изъяты>), от Управления жилищно-коммунального хозяйства и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского областного исполнительного комитета, аналогичного содержания; кроме того, судом были проанализированы данные трудовой книжки истца, что она, действительно, в период с 17 августа 1983 года по 31 декабря 1988 года работала на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, с 10 января 1984 года – в качестве <данные изъяты>, полученный ответ на запрос от работодателя, подтверждающий данные обстоятельства, в том числе и факт получения заработка, карточка персонального учета к комсомольскому билету, в которой имеются запись о домашнем адресе: <адрес>, место работы – <данные изъяты>, должность <данные изъяты>, дата постановки на учет по месту направления первичной организации п-д «<данные изъяты>» - 16 августа 1983 года, снятие с учета в связи с увольнением – 31 декабря 1988 года. Также судом было принят во внимание тот факт, что 11 апреля 1986 года Чикунова А.В. родила дочь С., место рождения которой в свидетельстве указано <данные изъяты>. В этой связи суд пришел к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашел свое подтверждение факт проживания Чикуновой А.В. в д. Романовичи Гомельского района Гомельской области в период с 26 апреля 1986 года по декабрь 1988 года.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп.7 п.1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пунктом 2 ст. 10 этого же Федерального закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 этого же Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Чикунова А.В. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС и по декабрь 1988 года была зарегистрирована и проживала в д. Романовичи Гомельской области Республики Беларусь, работала там, здесь же у нее в ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС» д. Романовичи Гомельской области относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью загрязнения цезием-137 – от 1 до 5 Ки/кв.км., следовательно, Чикунова А.В. относится к категории лиц с льготным социально-экономическим статусом и имеет соответствующие льготы.

Также суду были представлены документы, свидетельствующие об обращении истца в Министерство социальной политики Калининградской области по вопросу получения соответствующего удостоверения, подтверждающего ее право на льготы как лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако ей было отказано с указанием на то, что согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992 года №328 д. Романовичи Гомельской области входит в «зону проживания с периодическим радиационным контролем», с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км., что соответствует «зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом», а выдача удостоверений гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и выехавшим и этой зоны, не предусмотрена. В случае выезда с такой территории на новое место жительства гражданам выдаются справки установленного образца о проживании в данной зоне для решения вопросов пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные Чикуновой А.В. справки, подтверждающие факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1986 года по декабрь 1988 года, является основанием для признания за ней права на назначение страховой пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на один год.

Доводы же апелляционной жалобы об обратном судебная коллегия находит неосновательными. Более того, эти доводы фактически сводятся к тому, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь.

Вместе с тем, в силу ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Пунктом 3 Решения №6 Высшего Совета Сообщества Беларуси и России "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" (Принято 22.06.1996) установлено, что выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан.

Согласно договору от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" необходимые для государственного социального обеспечения (что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из договаривающихся сторон, принимаются без легализации.

Принимая во внимание, что Чикунова А.В. является гражданином <данные изъяты>; действующими нормами закона предусмотрено право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на один год для лиц, проживавших до 30 июня 1986 года на территории с льготным социально-экономическим статусом; законодательством обоих государств (Российской Федерации и Республики Беларусь) предусмотрены аналогичные условия отнесения зон к категории «зона проживания с льготным социально-экономическим статусом», а именно - часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км.; истцом были представлены справки, подтверждающие проживание в такой зоне, а также принимая во внимание то, что законодательством Российской Федерации гарантируется предоставление льгот лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств, то судом первой инстанции было принято обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.

При этом судебная коллегия отмечает, что поскольку в период времени с момента аварии на Чернобыльской АЭС и до 30 июня 1986 года Чикунова А.В. проживала на территории Белоруссии, очевидным представляется выдача соответствующих справок о проживании компетентным органом данного государства.

В поданной апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что не может принять представленную истцом справку для назначения пенсии, однако не указывает какую иную справку и от какого компетентного органа Российской Федерации Чикунова А.В. должна получить для назначения ей пенсии на льготных основаниях.

Несостоятельными находит суд апелляционной инстанции и доводы жалобы о нераспространении на возникшие правоотношения положений ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данной правовой нормой гарантируется распространение названного закона на лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территории других государств, а вопросы назначения пенсии по старости на льготных условиях названной категории граждан регулируется положениями этого же закона.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 мая 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3725/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чикунова Алла Владимировна
Ответчики
УПФ РФ в г.Калининграде
Другие
ОГКУ Центр социальной поддержки населения
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Чашина Елена Васильевна
30.07.2019[Гр.] Судебное заседание
05.08.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее