Дело № 2-46/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2017 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Менц О.П.,
при секретаре – Ивановой А.С.,
с участием истца Шаханиной В.А., представителя истца Кижватова А.Д., действующего на основании устного заявления, представителя ответчика администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Комитета по управлению муниципальной собственности Углегорского муниципального района Сахалинской области Филатова А.Н., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Шаханиной В А к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дворовой территории,
УСТАНОВИЛ:
13.12.2016 Шаханина В.А. обратилась в Углегорский городской суд с исковым заявлением к администрации Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее – администрация ШГП) о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дворовой территории.
В обоснование заявленного требования указала, что проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. <адрес>. Дворовая территория находится между домами ул. <адрес>. Состояние домовой территории неудовлетворительное. 04.12.2014 ОУМС Шахтерского городского поселения заключен муниципальный контракт на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе по ул. <адрес>. Срок завершения работ по муниципальному контракту определен до 01.11.2015. Однако никаких работ выполнено не было. В связи с чем, истец просит возложить на администрацию Шахтерского городского поселения обязанность произвести капитальный ремонт дворовой территории по ул. <адрес> и подъезда к ней с обустройством твердого покрытия.
09.01.2017 от администрации Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области поступили возражения по исковому заявлению, согласно которых администрация ШГП с исковым требованием не согласна в силу следующего: 16.01.2015 между ОУМС Шахтерского городского поселения и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт №200-ОУМС/А-15 «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» со сроком выполнения работ до 01.07.2015, место выполнения, в том числе, ул. <адрес>. Работы по контракту по дворовой территории ул. <адрес>, не проводились ввиду выполнения работ по капитальному ремонту водоснабжения по ул. <адрес> по муниципальному контракту №9-ОУМС/А-16, работы по которому сданы 24.10.2016. 26.12.2016 между ОУМС Шахтерского городского поселения и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт №61-ОУМС/ОК-16 «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов (разработка проектно-сметной документации)» со сроком выполнения работ до 28.02.2017, место нахождения объекта, в том числе: г. Шахтерск, ул. <адрес>. Таким образом, работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г. Шахтерске по ул. <адрес> ведутся и будут продолжены, а в дальнейшем и окончены (л.д. 12-14).
Определением Углегорского городского суда от 27.01.2017 произведена замена выбывшей стороны спорного правоотношения администрации Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области её правопреемником – администрацией Углегорского муниципального района Сахалинской области.
Протокольным определением Углегорского городского суда от 10.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее – КУМС администрации Углегорского муниципального района).
В судебном заседании истец Шаханина В.А. представила заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ об уточнении искового требования и на день рассмотрения дела просит суд возложить на администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области обязанность произвести капитальный ремонт дворовой территории, расположенной между многоквартирными домами по ул. <адрес> в пгт. Шахтерск, и проезда к ней с обустройством твёрдого покрытия в срок до 01 октября 2017 года.
Истец Шаханина В.А. и её представитель Кижватов А.Д., допущенный к участию в деле по устному заявлению истца, исковое требование с учетом его уточнения поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно Шаханина В.А. пояснила, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Дворовая территория, находящаяся между домами ул. <адрес>, является массово-посещаемой, поскольку вблизи установлена остановка общественного транспорта, имеется отделение почтовой связи, магазины, салон сотовой связи. Ненадлежащее состояние дворовой территории препятствует нормальному проезду транспорта, создает угрозу жизни и здоровью не только жильцов, указанных домов, но и другим гражданам.
Представитель ответчика администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области и третьего лица КУМС администрации Углегорского муниципального района Филатов А.Н., действующий на основании доверенностей, с исковым требованием не согласился, поскольку полагает, что истец не может выступать от имени жителей многоквартирных домов <адрес> в г. Шахтерске, поскольку не наделена соответствующими полномочиями. Кроме того, полагает, что органом местного самоуправления приняты все меры, направленные на производство капитального ремонта спорной дворовой территории, а именно, капитальный ремонт дворовой территории включен в муниципальную программу Шахтерского городского поселения «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области на 2015-2020 годы», заключен муниципальный контракт на составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт. Неисполнение подрядчиком условий муниципального контракта №200-ОУМС/А-15, заключенного 16.01.2015, не свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления в решении вопроса капитального ремонта дворовой территории, а в рамках сроков муниципальной программы капитальный ремонт дворовой территории, при надлежащем финансировании, будет выполнен.
Выслушав участников процесса, свидетеля <данные изъяты> Т.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.
Согласно Закону Сахалинской области от 21.07.2004 №524 «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области», в редакции Закона Сахалинской области от 17.06.2005 №42-ЗО, в границах Углегорского муниципального района образовано муниципальное образование, наделенное статусом городского поселения Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области.
В соответствии со ст.1 Закона Сахалинской области от 26.12.2016 № 120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области №120-ЗО), Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области. Городское поселение наделено статусом городского округа – Углегорский городской округ.
До объединения муниципальных образований в единый городской округ, полномочия Шахтерского городского поселения определялись Уставом.
Согласно ч. 1 ст. 37 Устава, администрация Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области являлась исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктами 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Аналогичные положения содержались в ст. 6 Устава Шахтерского городского поселения.
В силу ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в местных бюджетах формируются муниципальные дорожные фонды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В понятие «дорожной деятельности», определенное ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ, входит и капитальный ремонт дорог.
Как установлено судом Шаханина В.А. является собственником (общая совместная собственность с <данные изъяты> А.И.) квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <данные изъяты> (л.д. 85).
В связи с неудовлетворительным состоянием дорог дворовой территории по адресу: <адрес>, и с вопросом производства капитального ремонта дворовой территории, истец обращалась с письменными заявлениями в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, администрацию Шахтерского городского поселения, Врио.Губернатора Сахалинской области (л.д. 9, 67-68, 69,70-71).
На основании анализа приведенных выше нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что администрация Шахтерского городского поселения, до объединения в единый городской округ, в рамках своих полномочий обязана была произвести капитальный ремонт дворовой территории, расположенной между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске.
Вместе с тем, судом достоверно установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что капитальный ремонт дворовой территории, расположенной между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске, не произведен.
Доказательств тому, что земельный участок под данной дворовой территорией является собственностью жителей близлежащих многоквартирных домов и подлежит обслуживанию соответствующими управляющими компаниями, ответчиком не представлено. Данный земельный участок не сформирован.
Как пояснила в судебном заседании свидетель <данные изъяты> Т.Н., которая до 20.03.2017 являлась начальником Отдела по управлению муниципальной собственностью Шахтерского городского поселения, дворовая территория, расположенная между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске, не относится к общему имуществу собственников указанных многоквартирных домов. Земельный участок, который сформирован под многоквартирным домом по ул. <адрес>, не охватывает дворовую территорию. Дворовая территория относится к землям поселения.
Оснований не доверять показаниям свидетеля <данные изъяты> Т.Н. у суда не имеется, поскольку данный свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, её показания согласуются с материалами дела, в частности, с данными, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка, сформированного под многоквартирным домом по ул. <адрес>.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Пунктом 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено следующее: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Поскольку дворовая территория, расположенная между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске, не входит в состав общего имущества указанных многоквартирных домов, то ответственность по ремонту и содержанию дворовой территории должна быть возложена на органы местного самоуправления.
Объективная необходимость проведения капитального ремонта дворовой территории, расположенной между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске, подтверждается показаниями свидетеля <данные изъяты> Т.Н., из которых следует, что муниципальный контракт №61-ОУМС/ОК-16 от 26.12.2016, результатом которого являлась разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту дворовых территорий, в том числе и спорной дворовой территории, выполнен; согласно подготовленной проектной документации дворовая территория, расположенная между многоквартирными домами по ул. <адрес> в г. Шахтерске, нуждается в капитальном ремонте.
Доказательств обратному стороной ответчика не представлено, как не представлено доказательств, тому, что ранее капитальный ремонт спорной дворовой территории был произведен и срок его не истек.
Довод представителя ответчика о том, что срок производства капитального ремонта спорной дворовой территории обусловлен сроком муниципальной программы, в которую он включен, суд находит не состоятельным, поскольку само по себе включение производства капитального ремонта дворовой территории в муниципальную программу не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности его проведения, а отсутствие либо недостаточность финансирования само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан.
Поскольку судом установлено, что земельный участок, на котором расположена спорная дворовая территория, не относится к общему имуществу собственников многоквартирных домов, то ссылку представителя ответчика об отсутствии у истца полномочий по предъявлению настоящего искового требования, суд признает не обоснованной.
В соответствии со ст.1 Закона Сахалинской области от 26.12.2016 № 120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области №120-ЗО), со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают статус муниципальных образований: Углегорское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области, Бошняковское сельское поселение Углегорского муниципального района Сахалинской области.
Согласно п.п.1, 2 ст.2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, со дня объединения Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Закона. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области со дня вступления в законную силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Пунктом 5 статьи 2 Закона Сахалинской области № 120-ЗО, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области осуществляют полномочия, указанные в частях 2-4 настоящей статьи, до дня начала работы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Углегорского городского округа.
Согласно постановлению администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области №9 от 13.01.2017 администрация Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области ликвидирована.
Решением Собрания Углегорского муниципального района от 02.02.2017 № 344 «О правопреемстве органов местного самоуправления Углегорского муниципального района» установлено, что органы местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области являются правопреемниками органов местного самоуправления Углегорского муниципального района Сахалинской области, Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области по решению вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта дворовой территории следует возложить на администрацию Углегорского муниципального района, в связи с чем, требование истца подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос об установлении срока, в течение которого администрация Углегорского муниципального района обязана исполнить возложенные на неё судом обязанности, суд исходит из того, что организация мероприятий по проведению капитального ремонта дворовой территории в соответствие с требованиями действующего законодательства потребует проведения ряда процедур, на выполнение которых объективно потребуется время, значительный объем работ, материальные затраты, погодные условия, в связи с чем, полагает, что срок, заявленный, будет достаточным для выполнения ответчиком решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Шаханиной В А к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дворовой территории – удовлетворить.
Возложить на администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области обязанность произвести капитальный ремонт дворовой территории, расположенной между многоквартирными домами по ул. <адрес> в пгт. Шахтерск, и проезда к ней с обустройством твёрдого покрытия в срок до 01 октября 2017 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.П. Менц
Мотивированное решение составлено 04 апреля 2017 года
Председательствующий судья О.П. Менц