РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Кочедыковой Д.А.,
с участием:
представителя истца Сукотнова Г.Р.,
представителя ответчика Черкашина С.А.,
представителя ответчика Челембеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2695/2016 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Черкашиной М.А., Позанову Л.М. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилась в суд с иском к Черкашиной М.А. и просит суд истребовать из чужого незаконного владения земельный участок с кадастровым номером №, площадью ~~~ кв.м., расположенный по адресу: .....
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на основании п. 4.2 Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Согласно условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках.
Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от **/**/**** № с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий.
Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства Иркутской области были выявлены, земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру.
Из представленных материалов установлено, что земельный участок ответчика Черкашиной М.А.поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, и принадлежит на праве собственности Черкашиной М.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Указанный земельный участок пересекакт земли лесного фонда Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества. Данный факт установлен заключением № сведений Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, истец полагает, что указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Хомутовском участковом лесничестве.
Истец полагает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорный участок относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству.
Определением суда от **/**/**** производство по делу объединено с делом по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Позанову Л.М. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, площадью ~~~ кв.м., расположенного по адресу: .....
В качестве доказательства пересечения границ участка с кадастровым № с границами земель лесного фонда, истец ссылается на заключение № сведений Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Сукотнов Г.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Позанова Л.М. – Челембеев А.А. исковые требования не признал, поскольку земельный участок ответчика расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Нахождение земельного участка в границах лесного фонда истцом не доказано. Семья Позанова с момента образования садоводства пользуется земельным участком. Сначала членом СНТ был отец ответчика, а затем и сам Позанов Л.М. На сегодняшний день Позанов пользуется участком, на участке строений нет.
Представитель ответчика Черкашиной М.А. – Черкашин С.А. исковые требования не признал, пояснил, что является супругом Черкашиной М.А., которая является собственником земельного участка в СНТ «Родник» на законных основаниях. Черкашина вступила в члены СНТ в 2009г., является собственником жилого ома, возведенного на спорном участке.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель 3-его лица СНТ «Родник» в судебное заседание не явился; возражения на исковые требования суду не представлены.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статей 301-304 Гражданского кодекса РФ, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Обращаясь с виндикационным иском, истец обязан доказать наличие у него права собственности на имеющийся земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что на основании постановления мэра Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** Черкашиной М.А. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью ~~~ кв.м., расположенный по адресу: ..... Право собственности Черкашиной М.А. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании постановления мэра Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** Позанову Л.М. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью ~~~ кв.м., расположенный по адресу: ..... Право собственности Позанова Л.М. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами № следует, что участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства, дата внесения сведений в ГКН **/**/****. Границы земельных участок установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из кадастровых паспортов земельных участков и кадастровых дел.
Данные государственного кадастрового учета в установленном законом порядке никем не оспорены. При этом из этих же кадастровых паспортов земельных участков следует, что они были образованы из земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного под организацию СНТ «Родник».
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № был образован следующим образом.
Решением Исполнительного комитета Иркутского районного Совета народных депутатов № от **/**/**** постановлено выдать государственные акты на право пользования землей предприятиям, учреждениям и организациям согласно приложению (Иркутскому сельхозинституту – под коллективное садоводство ~~~ га).
Решением Исполнительного комитета Иркутского районного Совета народных депутатов № от **/**/**** зарегистрирован Устав коллективного садоводства «Родник» Иркутского сельскохозяйственного института.
**/**/**** выдан государственный акт № на предоставление под садоводство «Родник» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью ~~~ га.
**/**/**** с участием геодезиста составлен комиссионный акт выбора земельного участка под садоводство «Родник». На месте территория закреплена забором и межевыми столбами.
Постановлением Мэра Иркутского района № от **/**/**** утверждены материалы инвентаризации земельного участка СТ «Родник». По результатам межевания, на основании постановления выдан государственный акт № о предоставлении СТ «Родник» ~~~ га земель в бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно кадастровой выписке площадь земельного участка СНТ «Родник» составляет ~~~ га, участки ответчиков находятся в границах, предоставленных товариществу.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»).
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Отвод земельного участка под организацию садоводства «Родник» осуществлен в соответствии с положениями статьи 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик «О земле», статьи 38 Лесного кодекса РСФСР.
Решение Исполнительного комитета Иркутского районного Совета народных депутатов от **/**/**** №, которым отведен земельный участок под садоводство «Родник» и выдан соответствующий Государственный акт на право пользования землей, в установленном законом порядке не оспорено, действительно, а, следовательно, земельный участок ответчика, входящий в состав границ СНТ «Родник», не может находиться на землях лесного фонда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрированное право собственности может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированное право собственности Черкашиной М.А., Позанова Л.М. никем не оспорено.
Доводы истца о том, что сведения в Государственном кадастре недвижимости о категории спорного земельного участка не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, тогда как данным, представленным Агентством лесного хозяйства Иркутской области спорные земельные участки фактически отнесены к землям лесного фонда, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, истцом не устранены. Сведения государственного кадастра недвижимости о категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения никем не оспорены.
Заявляя требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ответчика, истец в обоснование требований представил заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №№ о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Эти документы не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, поскольку схемы пересечений земельных участков выполнены на основании материалов лесоустройства 2002-2003 года в М 1:25000, то есть после отвода земельного участка садоводству «Родник» в 1995 году.
Рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорных участков истцу, что невозможно без точного определения границ. При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Однако ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы истцом не заявлено, представленные стороной ответчика доказательства, истцом не опровергнуты.
Истцом не доказано отнесение земельных участков, принадлежащих ответчикам, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиками прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда. Истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, факт незаконного владения ответчиками земельными участками, их зарегистрированное право собственности на земельный участок не оспорено в установленном порядке, факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами № на земельный участок лесного фонда не нашел подтверждения в суде.
Кроме того, Черкашина М.А. является собственником жилого дома с кадастровым №, расположенного на спорном земельном участке, принадлежащем Черкашиной М.А.
Суд полагает, что истребование земельного участка без решения судьбы названного объекта недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между тем, согласно материалам дела, Росимущество не заявляет ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольной постройкой и их сносе, ни требование о признании на них права федеральной собственности.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявленное ответчиком Черкашиной М.А. ходатайство о пропуске срока исковой давности судом не может быть взято во внимание по следующим основаниям.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 утверждено Положение "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", которым установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, среди прочих, функции по управлению федеральным имуществом. Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из материалов дела, **/**/**** в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, в котором сообщалось о фактах пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Таким образом, суд полагает, что истец узнал о возможном нарушении прав Российской Федерации на участки лесного фонда именно из обращения Агентства лесного хозяйства Иркутской области в 2014 году, после чего предпринял меры для установления нарушения и обратился в суд в 2016 году - в пределах срока исковой давности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Черкашиной М.А., Позанову Л.М. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Лозневая