Судья Ак-Кыс А.В. Дело № 12-163/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 15 сентября 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А. при секретаре М, рассмотрев жалобы ИВВ и его защитника РВЮ на постановление судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 августа 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИВВ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 августа 2016 года ИВВ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток.
Не согласившись с данным постановлением судьи, ИВВ и его защитник РВЮ подали жалобы, в которых просят его отменить, считая чрезвычайно суровым назначенное наказание, учитывая возраст и состояние здоровья ИВВ, подтверждённое справками. Считают, что представленные материалы дела не соответствуют выводам суда, судом не дана правильная квалификация обстоятельствам дела.
В судебном заседании ИВВ и его защитник РВЮ, действующий на основании ордера, поддержали жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Федеральный закон о полиции, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и её сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12,13).
В частности, пунктом 20 части 1 статьи 13 названного закона полиции предоставлено право: останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов).
Согласно статье 30 Федерального закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами; воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3,4).
Данным законоположениям корреспондирует часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, которая влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 55 минут ИВВ, находясь около **, расположенного по адресу: **, оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, который находился при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, то есть при задержании выражался нецензурной бранью в адрес сотрудника полиции и хватался за форменную одежду.
В протоколе об административном задержании от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в 17 часов 20 минут ИВВ задержан оперативным дежурным ОП № МО МВД РФ «Кызылский» ст. лейтенантом полиции М и доставлен в дежурную часть ОП № МО МВД РФ «Кызылский», мотивами административного задержания явились: вытрезвление, разбирательство.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья Каа-Хемского районного суда Республики Тыва на основании имеющихся в деле документов и показаний свидетелей пришла к выводу, что в действиях ИВВ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьёй 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ (п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5).
Из материалов дела видно, что судья Каа-Хемского районного суда допросила пять свидетелей – А, Е, А, М, МТМ, при этом судья в нарушение требований КоАП РФ разъясняла свидетелям права и обязанности, предусмотренные ст. 56 УПК РФ, а не ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, и предупредила их об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ вместо ст. 17.9 КоАП РФ
На основании статьи 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Из материалов дела видно, что ИВВ 22 августа 2016 года заявлено письменное ходатайство (л.д. 47) об исключении из числа доказательств видеозаписи, имеющейся в материалах дела, однако данное ходатайство в установленном законом порядке не разрешено судьёй, определение об отказе в удовлетворении ходатайства не выносилось, хотя из постановления судьи следует, что суд отклонил это ходатайство.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИВВ судьёй Каа-Хемского районного суда Республики Тыва были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому вынесенное по делу судебное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
На основании изложенного постановление судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 августа 2016 года, вынесенное в отношении ИВВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 августа 2016 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИВВ направить на новое рассмотрение в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва.
Судья С.А. Железнякова