Дело 2-786/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2015 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Силяевой И.Л.,
при секретаре Обелановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова В.Г. , Потаповой А.В. , действующей с согласия отца Потапова В.Г. к Администрации сельского поселения «<данные изъяты> Администрации муниципального района «Чернышевский район», Правительству Забайкальского края, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю, Управлению ФМС России по Забайкальскому краю, Министерству территориального развития Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, возложении обязанности включить в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с указанным иском ссылаясь на следующее. Потапов В.Г. постоянно проживал в <данные изъяты>, где и был зарегистрирован с дочерью Потаповой А. . С <данные изъяты> года между ними и ПК «<данные изъяты>» был заключен договор социального найма. 13 апреля 2015 года вследствие чрезвычайной ситуации – крупномасштабного пожара, они лишились единственного жилья. В настоящее время жилья они не имеют. Полагают, что утрата ими жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром 13 апреля 2015года в Чернышевском районе влечет за собой возникновение у них прав на получение мер государственной поддержки в виде включения их в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара произошедшего на территории Забайкальского края.
В судебном заседании Потапов В.Г., действующий за себя и по доверенности Потаповой А.В., исковые требования поддержал и пояснил, что его семья проживала в жилом доме, расположенном в <данные изъяты>, указанный жилой дом, располагался рядом с производственными строениями (фермой) ПК «<данные изъяты> которые затем перестали действовать, а они остались там проживать. Мать его дочери умерла, дочь проживает вместе с ним. В результате пожара его семья лишилась жилья. Материальную и финансовую помощь он и дочь получили.
Истец Потапова А.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В представленном суду письменном заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Матвеева С.В., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании пояснила, что действительно семья Потапова проживала в жилом помещении, расположенном на территории производственных помещений ПК «<данные изъяты>», расположенных в с<данные изъяты> которое им было предоставлено по договору социального найма. Все члены семьи имеют регистрацию по указанному адресу. Жилой дом нигде на учете не стоит. В 2001 году администрацией сельского поселения был принят жилищный фонд, но стоянки и жилые дома на территории производственных помещений ПК «<данные изъяты> переданы не были. Потаповы получили материальную и финансовую помощь в связи с чрезвычайной ситуацией. В настоящее время для Потаповых построен жилой дом в <данные изъяты>, однако оформить законность проживания Потаповых в нем на каком-либо основании администрация возможности не имеет.
Третье лицо ПК «Байгульский», привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представители ответчиков администрации МР «Чернышевский район», Правительства Забайкальского края, Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, Управления ФМС России по Забайкальскому краю, Министерства территориального развития Забайкальского края, в судебное заседание не явились.
Согласно представленного отзыва ответчик Министерство территориального развития Забайкальского края считает, что требования истцов необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку установленным порядком предусмотрена категория лиц, обладающих правом на предоставление жилого помещения, граждане, являющиеся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, а также граждане, имеющие документы, имеющие документы, которые являются основанием для регистрации права собственности на такие жилые помещения, и которые и члены их семей не имеют права собственности на другие жилые помещения. Потапов В.Г. и его дочь Потапова А.В. проживали и жилом помещении, но права собственности на него не имели. Указанный объект не числится в реестре муниципальной собственности, документов, что в состав чабанской стоянки входил жилой дом представлено не было. Договор социального найма является ничтожным. Помещение находящееся в составе чабанской стоянки было предоставлено для временного проживания работников. На основании чего просят в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации, будучи надлежащим образом, уведомлено о дате и времени судебного заседания в суд своего представителя не направили и представили заявление, которым просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании установлено, что производственные помещения, на территории которых расположен жилой дом, расположены в <адрес> полностью сгорел в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 13 апреля 20015 года.
Потапов В.Г. обратился в Министерство территориального развития Забайкальского края для включения его и его несовершеннолетней дочери Потаповой А.В. в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Забайкальского края, однако ему было отказано во включении в указанный список, поскольку не были представлены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, утраченное в результате пожара, о чем было выдано уведомление об отказе от <данные изъяты>
В силу требований ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Судом установлено, что на территории сельского поселения «<данные изъяты> по ул. <адрес> располагались производственные помещения и находился жилой дом работников предприятия.
Дом, который располагался <данные изъяты> представлял собой отдельно стоящее от производственного объекта капитальное строение, был подключен к электросетям. С истцами был заключен договор социального найма, все они имели регистрацию по указанному адресу.
По сведениям администрации сельского поселения «Байгульский», помещение по <адрес> поставлено в реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, в результате чрезвычайной ситуации – пожара 13 апреля 2015 года в сельском поселении «Байгульское».
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании договора социального найма <данные изъяты> заключенного между СПК «<данные изъяты>» и Потаповым В.Г. 04 мая 2011 года, Потапову В.Г. с членами его семьи дочери Потаповой А.В. предоставлен жилой дом, расположенный в <данные изъяты>
О том, что истцы проживали в жилом помещении указывают и другие доказательства.
Согласно справки с мечта жительства Потапов В.Г. и его дочь Потапова А.В. зарегистрированы по адресу Забайкальский край <данные изъяты>
Представитель администрации сельского поселения <данные изъяты>» Матвеева С.В. подтвердила, что Потапов В.Г. и несовершеннолетняя Потапова А.В., действительно проживали в <адрес>, в жилом доме, находящемся на территории производственных помещений.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Потапов В.Г. был вселен в жилой дом, расположенный в с<адрес> на предусмотренных законом основаниях и вместе с ним также, в указанный дом, в качестве членов его семьи была вселена дочь Потапова А.В.
Согласно сообщению ПК «<данные изъяты>» жилой дом, расположенный по данному адресу <адрес> никоим образом зарегистрирован не был и вопрос о юридической природе при реорганизации совхоза «<данные изъяты>», а в дальнейшем СПК «Байгульский» не разрешен.
Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> предоставлено Потапову В.Г. и членам его семьи по основаниям социального найма, законность вселения и проживания семьи никем не оспаривалось.
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу, что строение, расположенное по адресу <адрес> являлось жилым домом и использовалось фактически как муниципальный жилищный фонд.
Согласно сведений Краевого государственного унитарного предприятия «<данные изъяты> в реестре объектов технического учета данных о правах на жилой дом, по адресу с. <адрес> нет.
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на объект недвижимого имущества, расположенного в <адрес> правопритязания отсутствуют.
Согласно исторической справки совхоз «<данные изъяты> преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>
По сведениям производственного кооператива «<данные изъяты> в 2011 году на территории сельского поселения «Байгульский» было создано новое предприятие ПК «<данные изъяты>». Вопрос о передаче жилого фонда не решался.
После ликвидации предприятия жилой фонд был передан в муниципальную собственность, однако о передаче жилых домов при чабанских стоянках вопрос не решался.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", утратившего силу с 27 января 2003 года, совхозы и колхозы были обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. При этом в силу п. п. 5 и 6 названного постановления при реорганизации колхозы и совхозы могли передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты, имели право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708 было предусмотрено, что объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могли передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры являлось использование их по целевому назначению. При этом они переходили в муниципальную собственность. Передача этих объектов осуществлялась в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Установлено, что при реорганизации совхоза жилой фонд в муниципальную собственность не передавался, в качестве пая в уставной капитал его правопреемника не вносился, право собственности на данную жилой дом ни за кем не зарегистрировано, что не исключает принадлежность жилого дома муниципальному образованию сельского поселения «Байгульский», на территории которого оно было расположено, поскольку в силу приведенных выше правовых норм не переданное при реорганизации колхоза или совхоза в собственность правопреемника жилье может поступить только в муниципальную собственность соответствующего поселения.
В то же время отсутствие зарегистрированного права муниципального образования на жилое помещение с. Байгул ул. Степная, д.3 указывает лишь на то, что органами местного самоуправления не выполнена обязанность по постановке на учет настоящего жилого дома.
Дознавателем ТПНД по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ по факту возникшего пожара 13 апреля 2015 года, в результате пожара дом с надворными постройками и личным имуществом по адресу <адрес>, сгорел полностью.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляет, что в Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 на финансовое обеспечение реализации мероприятий являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
В соответствии с Порядком осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 2015 года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным Постановление Правительства Забайкальского края от 14 мая 2015 года № 223 муниципальное образование, в чьей собственности находилось утраченное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации направляет в уполномоченный орган заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов на строительство (приобретение) утраченных жилых помещений. Меры поддержки граждан, которым утраченное жилье было предоставлено по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, осуществляется по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения. Потребность в строительстве (приобретении) жилых помещений определяется исходя из количества поданных заявок и количества граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы Потапов В.Г. и Потапова А.В. постоянно проживали в жилом доме в с<адрес>, который являлся для них единственным и постоянным местом жительства, иного жилья они не имели и не имеют по настоящее время.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Исследованные в судебном заседании доказательства, в совокупности подтверждают факт проживания Потапова В.Г. , родившегося <данные изъяты> в п. <данные изъяты> Потаповой А.В. , родившейся ДД.ММ.ГГГГ в п.<адрес> по адресу <адрес> на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Поскольку утрата жилого дома произошла вследствие чрезвычайной ситуации, у истцов возникло право на получение мер государственной поддержки.
Поскольку нормы порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 2015 года, обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 14 мая 2015 года №233, предусматривают предоставление жилых помещений на том же праве, которым граждане обладали в отношении утраченного жилья, в том числе в отношении жилых помещений, в которых граждане проживали по договору социального найма – за счет предоставления бюджетам муниципальных образований, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация, иных межбюджетных трансфертов на строительство жилых помещений взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, находившихся в муниципальной собственности.
Как следует из показаний представителя ответчика Матвеевой С.В. для Потаповых построен в <данные изъяты> жилой дом.
Поскольку утраченной жилье было предоставлено истцам по договору социального найма, предоставление жилого помещения должно быть осуществлено также по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд по просьбе истца может обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание вышеизложенное суд руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Потапова В.Г. , Потаповой А.В. удовлетворить в части.
Установить факт постоянного проживания Потапова В.Г. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес>, Потаповой А.В. , родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> по адресу <адрес> на день объявления режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в результате пожара 13 апреля 2015 года.
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края обеспечить за счет иных межбюджетных трансфертов предоставление Потапову В.Г. , родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес>, Потаповой А.В. , родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> мер социальной поддержки в связи с утратой в результате пожара жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения в форме, предусмотренной порядком осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 2015 г., обусловленной установлением сухой ветреной погоды и большим количеством природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края «223 от 14 мая 2015 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Обратить данное решение к немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы или апелляционного представления через Чернышевский районный суд.
Судья: И.Л. Силяева