Дело №2-1478/2013 3 июня 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Махневой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Аксенова П. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Аксенов П.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее – Управление) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что в феврале 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В ее назначении ему было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа работы, из которого был исключен период работы в <***>» .... Считает, оснований для исключения данного периода из специального стажа не имеется, поскольку отсутствие в персонифицированном учете сведений о его работе в условиях труда, дающих право на назначение досрочной пенсии, не является его виной. Просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснив, что работал в Европейской <***> ... в период с <Дата> по <Дата> в должности <***> Частично период работы в данном учреждении включен пенсионным органом в специальный стаж. Однако период с <Дата> по <Дата>, летный стаж за который составляет более <***>, не был включен в его специальный стаж. Считает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку в данный период он работал в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, учреждение относилось к числу организаций, использующих труд членов летных экипажей, за осуществление работы получал заработную плату. Факт работы в спорный период подтверждается справкой о стаже работы, сведениями летной книжки. Полагает, что его право на льготное пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от исполнения работодателем обязанности по передаче сведений в персонифицированный учет. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Хребтова В.П., с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано за недостаточностью специального стажа, который составил на момент обращения <***> по налету часов. Спорный период не был включен в специальный стаж лишь по причине отсутствия кода льготной работы в персонифицированном учете. Считает, оснований для включения оспариваемого периода в специальный стаж не имеется, так как пенсионным законодательством предусмотрено, что после регистрации в персонифицированном учете периоды работы подтверждаются только сведениями, имеющимися в персучете. В отношении истца сведения в персучет не сданы. При этом указала, что период с <Дата> по <Дата> включен в страховой стаж истца по сведениям персонифицированного учета. Просит отказать в иске за недостаточностью требуемого стажа для льготного пенсионного обеспечения.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп.13 п.1 ст.27 названного Закона трудовая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Как следует из материалов пенсионного дела, <Дата> истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда на основании подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2002 №173-ФЗ, что подтверждается копией заявления.
Согласно решению Управления от <Дата> <№>, протоколу заседания комиссии истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за недостаточностью специального стажа, требуемого для льготного пенсионного обеспечения, который составил на момент обращения <***>. Из льготного стажа исключены часы налета в <Дата>
Подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2002 №173-ФЗ предусматривает специальный порядок подсчета специального стажа по налету часов при получении заработной платы, из которой производились отчисления страховых взносов.
Из материалов дела следует, что истец с <Дата> по <Дата> работал в <***>
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено подп. «з» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 №459. Согласно п.1 данного Списка к должностям работников лётного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
Должность, занимаемая истцом, относится к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно п.1 и п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 №459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах – за один месяц выслуги. При этом исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на <***>. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
При этом, на основании пункта 9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников летного состава подтверждаются трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки, в случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139, также установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (подп. "а" п. 66).
Таким образом, для установления стажа для досрочного назначения пенсии данной категории работников необходимы сведения о налете часов, а документом, содержащим сведения о налете часов, в гражданской авиации является, в частности, летная книжка.
Как следует из материалов дела, работодатель истца <***> в настоящее время ликвидирован.
В выписке из лицевого счета сведений о льготном характере работы истца в <Дата> отсутствуют.
Вместе с тем, факт работы истца в летном составе гражданской авиации <***> в период с <Дата> по <Дата> подтверждается имеющимися в материалах дела приказами о приеме, увольнении истца, копией личной карточки, летной книжки, где указан налет часов за период с <Дата> по <Дата> и который составил в общей сумме <***>
Кроме того, из справки ГБУ ... «<***>», которому на хранение были переданы документы <***>, также подтверждается факт работы истца на <***> в должности <***> и налет часов за период с <Дата> по <Дата> в количестве 204 часа.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, налет часов в период работы в <***> подлежит зачету в специальный стаж истца, требуемый для льготного пенсионного обеспечения.
При этом суд полагает, что в данном случае летная книжка будет являться допустимым доказательством, достоверно подтверждающим продолжительность налета часов за период с <Дата> по <Дата>.
Специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, за вышеуказанный период работы на момент обращения за назначением пенсии с учетом включенного пенсионным органом специального стажа, при подсчете согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 №459, составляет более 25 лет, требуемых для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
При этом доводы представителя ответчика о том, что налет часов за 2006 год не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в персонифицированном учете отсутствует код льготной работы, судом во внимание не принимается. Данное обстоятельство не может влиять на право истца на включение спорного периода работы в специальный стаж, в данном случае его права не должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено судом, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии <Дата>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с <Дата>, подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Аксенова П. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области назначить Аксенову П. И. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области в пользу Аксенова П. И. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова