Дело № 2а-230/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Норильск
Норильский городской суд в районе Талнах Красноярского края в составе судьи Ивановой Т.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю к Богданову Андрею Васильевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2017 год,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Богданову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6013 рублей 15 копеек, в том числе, 4906 рублей 45 копеек – недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, 962 рубля 42 копейки – недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, 120 рублей 62 копейки – пени, начисленные за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, 23 рубля 66 копеек – пени, начисленные за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, мотивируя следующим.
Богданов А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком страховых взносов, и был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в установленных размерах.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Богдановым А.В. числиться задолженность по страховым взносам за 2017 года в размере 5868 рублей 87 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. За нарушение срока уплаты страховых взносов за 2017 год ответчику начислены пени в размере 144 рубля 28 копеек.
Поскольку в добровольном порядке Богданов А.В. не оплатил задолженность по страховым взносам и пени за 2017 год, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Богданов А.В. в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно по адресу места регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку Богданов А.В. был уведомлен о месте и времени рассмотрения настоящего дела своевременно, возражений против рассмотрения административного дела в свое отсутствие не представил, а административный истец, будучи уведомленный надлежащим образом не направил своего представителя для участия в судебном заседании, при этом дал согласие на рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, суд рассматривает настоящее административное дело в отсутствие сторон.
В виду того, что от административного ответчика не поступили возражения относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, о котором просил административный истец, суд в порядке ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассматривает дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положений Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшим на момент возникновения правоотношений, индивидуальные предприниматели уплачивали соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи.
Аналогичные положения предусмотрены п.1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, которые действуют с 01 января 2017 года.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога или сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога или сбора является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога или сбора.
Согласно ст. 430 Налогового кодекса РФ на 2017 год был установлен следующий размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса + 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не могла быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 Кодекса;
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование установлены в фиксированном размере, который определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подп. 3 п. 2 ст. 425 Кодекса (п.п. 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ).
Статьей 425 Налогового кодекса РФ предусматривалось, что в 2017 году применялись следующие тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2016 года был установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7500 рублей.
Пунктом п. 5 ст. 430 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если плательщики взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 2 ст. 430 Налогового кодекса РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производиться не позднее 15 календарных дней с даты, государственной регистрации прекращения такой деятельности включительно.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Богданов А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
ДД.ММ.ГГГГ Богданов А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с вышеприведенными положениями закона Богданов А.В., имея статус индивидуального предпринимателя, который впоследствии был прекращен, являлся плательщиком страховых взносов.
Между тем, прекратив статус индивидуального предпринимателя, Богданов А.В., в установленный законом срок – не позднее 15 календарных дней с даты, государственной регистрации прекращения такой деятельности, не произвел уплату страховых взносов.
Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному в адрес Богданова А.В., ему предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить задолженность: в размере 4906 рублей 45 копеек – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в размере 962 рубля 42 копейки – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в размере 120 рублей 62 копейки – пени, начисленные за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в размере 23 рубля 66 копеек – пени, начисленные за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Однако Богданов А.В. обязанность по уплате задолженности по страховым взносам и пени в установленный требованием срок не исполнил.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и оплату Богдановым А.В. задолженности по страховым взносам и пени, суду не представлено.
Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В силу ч.6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, законодателем возложена обязанность на суд проверять соблюдение срока на обращение в суд, в том числе и без заявления стороны в споре.
Из обстоятельств по делу следует, что административный истец, как уполномоченный орган, к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с Богданова А.В. задолженности по страховым взносам и пени за ДД.ММ.ГГГГ года не обращался.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штампом на конверте.
В силу закона начало течения срока определено законодателем в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона, административное исковое заявление о взыскании задолженности с Богданова А.В. могло быть подано административным истцом в течение 06 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате сбора, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, между тем обращение в суд с административным исковым заявлением последовало ДД.ММ.ГГГГ – более 01 года с момента истечения установленного законом срока.
Истечение указанного срока на обращение в суд для взыскания обязательных платежей не является препятствием для обращения в суд, однако вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления исследуется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В представленном административным истцом ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в качестве уважительных причин пропуска установленного срока на обращение в суд указано о защите экономических интересов и бюджета РФ.
Между тем, суд учитывает, что административный истец имеет публичный статус органа государственной власти, входит в единую систему Федеральной налоговой службы России, в силу закона располагает достаточными средствами и сроками для реализации права на обращение в суд. Суд принимает во внимание, что налоговый орган является профессиональным участником соответствующих правоотношений, в связи с чем, обязан знать и соблюдать сроки для обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций.
Ответственность за несвоевременное предъявление уполномоченным органом требования в судебном порядке не может быть возложена на плательщика страховых взносов.
Уважительных причин пропуска административным истцом шестимесячного срока на обращение в суд при рассмотрении настоящего административного иска судом не установлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд считает утраченным право налогового органа, как уполномоченного государственного органа, на обращение с требованием о взыскании с Богданова А.В. задолженности по страховым взносам и пени за 2017 год, отказывая в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-177, 291-294, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Красноярскому краю к Богданову Андрею Васильевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2017 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Т.В. Иванова