Дело № 2-1881/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ананьевой Е.А.,
при секретаре Чильчиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яраскиной ФИО11, Яраскиной ФИО12 о признании незаконным отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязании продлить срок действия статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Яраскина О.Е., Яраскина А.Р. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязании продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, мотивируя требования тем, что они являются вынужденными переселенцами, статус им предоставлен 2000 году. По истечении пяти лет они продлевают ежегодно указанный статус. Однако до настоящего времени они не обустроены жильем. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес> им сообщено о принятии решения в об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и признании утраты статуса вынужденного переселенца на основании п.п.2 п. 2 ст. 9 Закона РФ от 19.02.1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» в связи с ухудшением жилищных условий, прекращением права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>. С данным решением истцы не согласны, так как жилой дом был зарегистрирован за Яраскиной О.Е. В данном доме проживали она, дочь Яраскина ФИО12 сыном и её мама Яраскина А.Н. Яраскина О.Е. подарила жилой дом своей матери и зарегистрировала за ней право собственности. При заключении договора дарения она не имела никакой выгоды, как проживали в этом доме, так и живут, никакого другого жилья не приобрели. После получения уведомления об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, мама обратно подарила ей этот дом. Отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца затрагивает их жилищные права.
В судебном заседании истцы Яраскина О.Е., Яраскина А.Р. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив, что до 2008 года они не имели своего жилья. Яраскина ФИО12 уехала на учебу в <адрес>, где и проживает в настоящее время, снимает там квартиру. Просят суд сохранить за ними статус вынужденных переселенцев.
Представитель Яраскиной О.Е. - Ямангулова В.Я., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ОФМС по Республике Алтай Табакаева А.В., действующая на основании доверенности, требования истцов не признала, поддержав доводы изложенные в письменном возражении.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона).
При этом согласно пункту 1 ст. 6 Закона и в силу пункта 2 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 г. N 845 (далее - Положение) вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
В соответствии с п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 года №845 и п. 9 Порядка ведения территориальными органами Минфедерации России сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного приказом Минфедерации России от 10 апреля 2001 года №31, вынужденные переселенцы, проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности, не включаются в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и им не оказывается государственная поддержка в жилищном обустройстве, при этом, размер жилого помещения, степень износа и благоустройство не оговариваются.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Яраскиной О.Е. и её дочери Яраскиной А.Р., был предоставлен статус вынужденного переселенца, который впоследствии ежегодно продлевался.
ДД.ММ.ГГГГ. в отдел Федеральной миграционной службы по Республике Алтай обратились Яраскина О.Е. и Яраскина А.Р. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Семья Яраскиной проходила ежегодный переучет. До <данные изъяты> года процедура продления срока действия статуса вынужденного переселенца осуществлялась в соответствии с требованиями главы 4 приказа ФМС России от 31.03.1997 №19 «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета». Согласно вышеназванному правовому акту, для продления статуса вынужденного переселенца достаточно было представить заявление на продление срока действия статуса вынужденного переселенца в письменной форме.
В последующем, с 25.03.2008 года в связи с вступлением в силу приказа ФМС России от 20.12.2007 №465 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев», для рассмотрения вопроса о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца», согласно пункту 21 вышеуказанного приказа, заявитель предоставлял заявление, к которому прилагался ряд документов, а именно; удостоверение вынужденного переселенца, копия паспорта, договор найма (для вынужденного переселенца, имеющего регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам), договор поднайма (для вынужденного переселенца, имеющего регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения), справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ, а также изменениями приказа ФМС России от 20,12.2007 №465, внесенными приказом ФМС России от 07.12.2011 № 499, изменен перечень документов, необходимых для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, а именно, вынужденный переселенец и члены его семьи, не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе были предоставить по собственной инициативе в территориальный орган выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица не только на имеющиеся, но и на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества.
В случае не предоставления вынужденным переселенцем выписки из ЕГРП в
отношении себя и членов своей семьи, не являющихся вынужденными переселенцами, территориальный орган в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрос о предоставлении сведений из ЕГРП.
02.12.2012 года вступил в силу приказ ФМС России от 29.06.2012 №218 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия», которым был признан утратившим силу приказ ФМС России от 20.12.2007 №465.
В соответствии с пунктом 48 Административного регламента, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца с приложением документов указанных в пунктах 17.1-17.3 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 11 действующего Административного регламента, территориальные органы при предоставлении государственной услуги взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и его территориальными органами.
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГг. у Яраскиной О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности находился жилой дом в <адрес> по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности на указанное недвижимое имущество в связи с заключением договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года.
Подпунктом "б" пункта 40 Положения установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением: вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма (абзац 2); постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи (абзац 3).
Обустройство вынужденного переселенца на новом месте в первую очередь связано с наличием жилого помещения. Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации. По смыслу подпункта 2 пункта 2 ст. 9 Закона утрачивает статус вынужденного переселенца лица, имеющее на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности и постоянно проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.
С учетом того, что Яраскина О.Е. и член ее семьи Яраскина А.Р. проживали в жилом доме по <адрес> в <адрес> до и после отчуждения указанного дома, нашли свое подтверждение в суде.
Истцы самостоятельно выбрали место жительства на территории Российской Федерации, они зарегистрированы и постоянно проживают в жилом <адрес> в <адрес>, который на момент принятия оспариваемого решения принадлежал матери Яраскиной О.Е. –Яраскиной А.Н., что не оспаривается заявителями и подтверждается текстом заявления об оспаривании решения.
В настоящее время собственником указанного жилого дома вновь является Яраскина О.Е., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года
При таких обстоятельствах, суд считает решение комиссии по вопросам статуса и оказания помощи вынужденным переселенцам ОФМС России по Республики Алтай об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев истцам законным.
При этом каких-либо исключений, связанных с размером занимаемой жилой площади и техническим состоянием жилого помещения законом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 31 ч. 1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания вышеназванных лиц членами семьи собственника, достаточно установления факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, Яраскина О.Е. вместе с дочерью не подпадают под категорию вынужденных переселенцев, которым может быть оказана государственная поддержка в жилищном обустройстве на новом месте жительства. Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Статус вынужденного переселенца продлевается до устранения препятствий в жилищном обустройстве, а не до полного обустройства.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Яраскиной ФИО11, Яраскиной ФИО12 отказать в удовлетворении заявлений о признании незаконным отказа отдела Федеральной Миграционной службы по Республике Алтай в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении Яраскиной ФИО11, Яраскиной ФИО12, и об обязании Отдела Федеральной Миграционной службы по Республике Алтай продлить срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2015 года.
Судья Е.А. Ананьева