№...
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
... ...
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Степановой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан на решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от ..., которым постановлено:
Заявленное требование удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан по принятию решения о сносе искусственной неровности, установленной по ..., незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан снести искусственную неровность, установленную по ....
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Биктимирова Г.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан.
В обоснование указала, что в ... на их улице были установленные дорожные знаки «Искусственная неровность» без установки данного сооружения. В течение года жители ... добивались отмены установки искусственной неровности. Ими было написано письмо на имя главы Администрации Ермолаевский сельский совет, в котором изложили, при каких обстоятельствах устанавливается искусственная неровность согласно ГОСТ 52605-2006. Главой сельского поселения им был дан ответ, в котором гласилось, что данная искусственная неровность устанавливается согласно проекту ГУП Республики Башкортостан «Баштранссигнал». Несмотря на то, что почти все жители были против установки, конструкция «Искусственная неровность» в ... все-таки была сооружена в нарушение требований «Технические средства организации дорожного движения. Искусственная неровность», пункта 6 «Правила применения искусственных неровностей» ГОСТ 52605-2006, в том числе не установлены знаки о снижении скорости и отсутствие искусственного освещения на данном участке.
После обращения к прокурору Куюргазинского района Республики Башкортостан дан ответ, что проведена проверка и главе сельского поселения Ермолаевский сельсовет вынесено предписание для устранения недостатков по установке искусственной неровности по ....
Далее, они повторно обратились к главе Ермолаевского сельского поселения с просьбой убрать искусственную неровность, так как даже при обеспечении искусственного освещения данного участка в темное время суток, существование самой искусственной неровности лишат покоя жильцов постоянным юзом тормозов и громыханием проезжающих машин.
Просила суд признать бездействие Администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан по принятию решения о сносе искусственной неровности, расположенной по ..., незаконным и обязать Администрацию сельского поселения Ермолаевский сельсовет снести искусственную неровность, расположенную, по ....
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, так как искусственная неровность была установлена в соответствии с разработанным проектом.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан Х.О.А., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 названного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 названного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 названного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу статьи 17 Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года №295-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Настоящий стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения (пункт 1).
Искусственная неровность - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (пункт 3).
В соответствии с пунктом 6 указанного Национального стандарта, искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605- 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года №295-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52605-2006) искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52605-2006, искусственную неровность (далее по тексту - ИН) устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 предусматривает, что ИН устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона»;
перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга.
В соответствии с пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 52605-2006, на участке для устройства ИН должен быть обеспечен водоотвод с проезжей части дороги.
Пункт 4.4 ГОСТ Р 52605-2006 предусматривает, для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность ИН должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств. Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади ИН.
ГУП РБ «Баштранссигнал» согласно договору №... от ..., разработан проект организации дорожного движения на автомобильные дороги сельского поселения Ермолаевский сельсовет, согласованный с начальником ГИБДД Отдела МВД России по Куюргазинскому району.
Согласно данному проекту, разработаны способы и место установки знаков в соответствии с пунктами 5.1.7, 5.1.8 ГОСТ 52289-2004, которые приняты к исполнению Ермолаевским сельсоветом.
Искусственная неровность была предусмотрена проектом организации дорожного движения на автомобильные дороги сельского поселения Ермолаевский сельсовет ГУП Республики Башкортостан «Баштранссигнал».
Во исполнение предписания Отдела МВД России по Куюргазинскому району №... от ..., на изготовление дорожного знака подана заявка ООО «БашАвтоСервис» директору Н.Д.А.
Судом установлено, что ..., не является местом массового отдыха граждан, там нет стадионов, вокзалов, магазинов и других объектов с массовым посещением пешеходов, и она не является магистральной. В зоне действия искусственной неровности нет нерегулируемых перекрестков с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге.
Учитывая, что установление искусственной поверхности с нарушениями требований ГОСТ Р 52605-2006, то есть отсутствия: водоотвода с проезжей части; дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»; световозвращающих элементов, ориентированных по направлению движения транспортных средств; искусственного освещения в темное время суток проезжей части на таких участках, мощностью не менее 10лк, может создавать аварийную ситуацию, суд первой инстанции правомерно не согласился с обещанием заинтересованного лица, что при возможности изыскания денежных средств будет установлено искусственное освещение в темное время суток проезжей части на таких участках, мощностью не менее 10лк, поскольку приведение спорной искусственной неровности в соответствие требованиям ГОСТ Р 52605-2006 ставится в зависимость от наличия средств сельского поселения Ермолаевский сельсовет и отодвигает его приведение на неопределенный срок в будущем.
Разрешая требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости демонтажа искусственной неровности в связи с тем, что не соблюдены общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения на автомобильной дороге - ..., а Администрация сельского поселения Ермолаевский сельсовет не представила суду доказательств необходимости установления искусственной неровности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Кроме того, суду первой и апелляционной инстанций административным ответчиком Администрацией сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район РБ не были представлены достоверные и допустимые доказательства соответствия искусственной неровности по ..., требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605- 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ... №...-ст (ГОСТ Р 52605-2006), в частности пунктам 4.1.4 и 4.4 ГОСТа Р 52605-2006.
Между тем, из представленных в суд апелляционной инстанции представителем ответчика на обозрение фотографий, невозможно установить наличие водоотвода проезжей части и световозвращающих элементов, ориентированных по направлению движения транспортных средств на поверхности искусственной неровности. При этом, что на указанном участке имеется искусственное освещение, не свидетельствует о соблюдении ответчиком требований вышеуказанного ГОСТ.
Доводы жалобы о том, что искусственная неровность сооружена на основании разработанного проекта ГУП РБ «Баштранссигнал» согласно договору №... от ..., согласованному с начальником отделения ГИБДД Отдела МВД России по Куюргазинскому району, не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что ИН не соответствует требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605- 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года №295-ст (ГОСТу Р 52605-2006).
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...