18RS0013-01-2018-003444-09
Дело № 2-567/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года село Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д.,
при секретаре судебного заседания Березкиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Д.Ю., действующего за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына К.Я.Д., к Администрации МО «Октябрьское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не более 36 кв.м., расположенное не территории с.Октябрьский Завьяловского района УР,
у с т а н о в и л:
Куракин Д.Ю. обратился в суд с иском к Администрации МО «Октябрьское» о возложении обязанности предоставить ему и его сыну жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью превышающей норму предоставления, но не более чем в два раза, согласно части 2 статьи 58 ЖК РФ.
В обоснование исковых требований указано, что семья истца состоит из двух человек: он и его сын К.Я.Д., 2009 года рождения. Они зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: УР, <адрес>, площадью 35,3 кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности истцу и его бывшей супруге Куракиной Н.П. в равных долях. Куракин Я.Д. является инвалидом детства по психическому заболеванию, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что дает право на получение дополнительной жилой площади. В соответствии с постановлениями главы Администрации МО «Октябрьское» № 30 от 26 апреля 2018 года и главы Администрации МО «Завьяловский район» № 528 от 21 марта 2018 года истец и его сын признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Брак между истцом и Куракиной Н.П. расторгнут в 2014 году, у нее имеется дочь, в связи с чем следует, что в принадлежащей им квартире проживает две семьи. Внеочередное предоставление жилого помещения семьям, имеющим ребенка-инвалида, является дополнительной гарантией защиты жилищных прав детей-инвалидов, раздельное проживание которых от других челнов семьи невозможно как по состоянию здоровья, так и в силу положений семейного законодательства. Так в обоснование заявленных требований истец сослался на положения статей 49, 57 ЖК РФ, Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», приказ Минздрава России № 987н от 29 ноября 2012 года. Отсутствие или недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, отсутствие в законе субъекта РФ правового регулирования вопросов, касающихся обеспечением жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно в порядке ст. 39 ГПК РФ изменял свои требования, в окончательном виде на основании положений ч. 2 ст.58 ЖК РФ, решения Завьяловской районной Думы от 15 марта 2006 года № 289, просил суд предоставить ему и его сыну жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не более 36 кв.м., расположенное на территории села Октябрьское Завьяловского района УР.
Также к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Администрация МО «Завьяловский район» УР и Куракина Н.П.
Истец Куракин Д.Ю., действующий за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына Куракина Я.Д., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. По ходу рассмотрения дела суду помимо доводов, указанных в исковом заявлении, в обоснование своих требований указал, что первоначально он обращался в Администрацию МО «Завьяловский район», где ему пояснили, что с соответствующими требованиями необходимо обратиться в Администрацию МО «Октябрьское». Он просит дополнительное жилье в связи с тем, что по нормативам в их квартире меньше 10 кв.м. на одного человека.
Ответчик Администрация МО «Октябрьское» УР явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом. Ранее представитель ответчика по существу заявленных требований пояснил, что требования не признает, иковые требования считает не обоснованными.
Третье лицо Куракина Н.П., представитель третьего лица Администрации МО «Завьяловский район» УР в судебное заседание также не явились, о времени, дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. В процессе рассмотрения дела третье лицо Куракина Н.П. заявленные требования Куракина Д.Ю. поддержала, против их удовлетворения не возражала.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, К.Д.Ю. приходится отцом К.Я.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом детства, что подтверждается справкой №, выданной 04 февраля 2015 года Бюро № – Филиал ФКУ «ГБ МСЭ Удмуртской Республике».
Куракин Я.Д. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в квартире, утвержденный Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, а также в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Куракин Д.Ю. и Куракин Я.Д. проживают по адресу: УР, <адрес>, находящейся в общей долевой собственности Куракина Д.Ю. и матери Куракин Я.Д. – Куракиной Н.П. по ? доле у каждого.
В квартире истца и Куракиной Н.П. зарегистрированы по месту жительства и проживают истец, его сын Куракин Я.Д., Куракина Н.п. и ее дочь Яруллина Л.Р.
Постановлением Главы Администрации МО «Завьяловский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Куракин Д.Ю. и член его семьи – сын Куракин Я.Д. были признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы Администрации МО «Октябрьское» № от ДД.ММ.ГГГГ Куракин Д.Ю. и члены его семьи – сын Куракин Я.Д. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма из государственного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ).
При обращении истца в Администрацию МО «Завьяловский район» УР с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, заявление истца было направлено по подведомственности в муниципальное образование «Октябрьское» для рассмотрения по компетенции в пределах полномочий.
Администрация МО «Октябрьское» на переадресованное обращение Куракина Д.Ю. сообщила, что категории граждан «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Вместе с тем, поскольку законом Удмуртской Республики муниципальное образование «Октябрьское» отдельными полномочиями по указанному вопросу наделено не было, заявителю было рекомендовано обратиться в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР. В обоснование данного ответа указана ссылка на положение ч.3 ст.49 ЖК РФ.
Данные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств, сторонами оспорены не были.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включено заболевание эпилепсия.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 7 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики данные правоотношения регулируются Законом УР от 19 октября 2005 года N 58-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Таким образом, представленными суду доказательствами подтверждается тот факт, что Куракин Д.Ю. и члены его семьи - отец Куракин Я.Д. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, Куракин Д.Ю. как лицо, страдающее соответствующим заболеванием, подлежит обеспечению во внеочередном порядке жилым помещением.
Вместе с этим, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 4-П, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанное означает, что п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во всяком случае, не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
При обеспечении жилищных прав по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке следует учитывать также требования, установленные в ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится в том числе, его несовершеннолетний возраст, нуждаемость в уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания, необходимость совместного проживания с законным представителем.
Куракин Д.Ю. приходится отцом несовершеннолетнему Куракину Я.Д., проживает вместе с ним, осуществляет уход за сыном, состоит вместе с ним на учете в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости предоставления жилого помещения во внеочередном порядке на семью в составе двух человек: Куракина Д.Ю. и Куракина Я.Д.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество (пункт 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14, ч. 2 п. 3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которой «указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П)».
Содержащееся в пункте 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится Куракин Я.Д., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда Томской области) жилое помещение ему не может быть предоставлено.
В связи с чем, суд находит обоснованным требование по обеспечению его и несовершеннолетнего Куракина Я.Д. во внеочередном порядке жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Из ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 3 Решения Завьяловской районной Думы от 15.03.2006 N 289 "О некоторых вопросах реализации Жилищного кодекса РФ на территории Завьяловского района" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 кв. метров на одного члена семьи.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
В силу части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу изложенных положений закона инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.
Указанные нормы закона регламентируют не право субъекта, предоставляющего жилое помещение, а право инвалида на возможность увеличения предельных размеров предоставляемой жилой площади.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7 статьи 57 ЖК РФ).
Судом установлено, что Куракину Д.Ю. принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру, общей площадью 35,3 кв.м. расположенную по адресу: УР, <адрес>.
С учетом нахождения в собственности истца жилого помещения, общая площадь предоставляемого истцу и его сыну жилого помещения подлежит уменьшению на жилую площадь, находящуюся в собственности истца. <адрес> жилого помещения, подлежащая предоставлению истцам по установленным судом основаниям, должна составлять 18,35 кв.м. (12*2+12 - 17,62).
Одновременно с этим, в целях защиты интересов несовершеннолетнего Куракина Я.Д., а также в соответствии со ст. 17, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд полагает возможным наложить на Администрацию МО «Октябрьское» обязанность по предоставлению Куракину Я.Д. и его отцу Куракину Д.Ю. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте с.Октябрьский Завьяловского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь, но не более 24 кв.м. общей площади.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Куракина Д.Ю., действующего за себя и в интересах Куракина Я.Д., подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К.Д.Ю., действующего за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына К.Я.Д., к Администрации МО «Октябрьское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не более 36 кв.м., расположенное не территории <адрес> УР, удовлетворить частично.
Наложить на Администрацию МО «Октябрьское» обязанность по предоставлению К.Д.Ю. и К.Я.Д. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь, но не более 24 кв.м. общей площади.
Исковые требования К.Д.Ю., действующего за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына К.Я.Д., к Администрации МО «Октябрьское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке большей площадью отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года.
Председательствующий судья Гущина С.Д.