с. Новая Усмань «03» апреля 2018 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе
председательствующей судьи Межовой О.В.,
при секретаре Свиридовой Н.К.,
с участием представителя истца ГУ УПФР по Новоусманскому району Воронежской области - Гущенко А.А., по доверенности от 19.02.2018 года № 6,
ответчика Панфилова Сергея Александровича,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску ГУ УПФР по Новоусманскому району Воронежской области к Панфилову Сергею Александровичу о взыскании задолженности, возникшей в связи с незаконным получением пенсии по случаю потери кормильца и расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛА:
Панфилов С.А. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца в ГУ-УПФР по Новоусманскому району Воронежской области, как ребенок умершего кормильца, обучающийся по очной форме обучения с 01.09.2015 года (пенсионное дело № 934187).
В связи с тем, что общая сумма материального обеспечения Панфилова С.А., на дату назначения пенсии по СПК меньше, чем прожиточный минимум пенсионера в Воронежской области, то Панфилову С.А. установлена социальная доплата к пенсии. Общая сумма материального обеспечения ответчика на дату назначения пенсии по СПК составляла 9.538 рублей 20 копеек.
Панфилов С.А. являлся студентом очной формы обучения государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Новоусманский многофункциональный центр» с 01.09.2015 г., предполагаемый срок окончания обучения - 30.06.2017 г. (справка об учебе от 02.09.2015 г. № 294).
Согласно поступившей в адрес Управления справке об учебе от 21.11.2017 г. № 909 Панфилов С.А. отчислен из числа студентов ГБПОУ ВО «НМТ» с 13.06.2017 года (приказ № 7-к от 01.02.2017 г.), в связи с чем утратил право на получение пенсии по случаю потери кормильца, а, следовательно, и федеральной социальной доплаты к ней. В ГУ-УПФ РФ по Новоусманскому району с заявлением о прекращении выплаты пенсии Панфилов С.А. не обращался, сведения об отчислении своевременно не сообщил.
03.09.2015 г. Панфилов С.А. был ознакомлен с положениями ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3, в соответствии с которыми пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
В результате своих неправомерных действий ответчик неосновательно получал пенсию в период с марта 2017 года по октябрь 2017 года, в связи с чем возникла переплата в общей сумме 80.399 рублей 44 копейки.
Ответчик был уведомлен об образовавшейся переплате, а также о том, что в случае не поступления средств, производимых в счет уплаты задолженности, на расчетный счет ОПФР в течение одного месяца Управление обратится в суд для взыскания задолженности в судебном порядке.
ГУ УПФР по Новоусманскому району Воронежской области обратилось с иском к Панфилову С.А. о взыскании задолженности, возникшей в связи с незаконным получением пенсии по случаю потери кормильца в сумме 80.399 рублей 44 копейки и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2.611 рублей 98 копеек.
В судебном заседании представитель истца Гущенко А.А. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Панфилов С.А. в судебном заседании исковые требования ГУ УПФР по Новоусманскому району Воронежской области признал, суду пояснил, что не оповестил пенсионный фонд, в силу юридической неграмотности. В настоящее время намерен погашать задолженность.
Изучим материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 этого же ФЗ установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" (на момент возникновения спорных правоотношений нормы ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Панфилов С.А. являлся студентом очной формы обучения государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Новоусманский многофункциональный центр» с 01.09.2015 г.
Согласно от 21.11.2017 г. № 909 Панфилов С.А. отчислен из числа студентов ГБПОУ ВО «НМТ» с 13.06.2017 года (приказ № 7-к от 01.02.2017 г.).
Таким образом, ответчик в период с марта 2017 года по октябрь 2017 года незаконно получал пенсию по случаю потери кормильца.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца возможно на 12 месяцев раньше дня, когда последовало обращение за ней.
В силу положений п. 5 ст. 26 ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях").
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионер возмещает пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Согласно пункту 2 абз.7 статьи 13 этого же Закона Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы обязаны обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием.
Таким образом, без установленных Законом оснований, ответчик приобрел денежные средства в виде пенсии (неосновательное обогащение за счет другого лица), которые он обязан возвратить.
Согласно ст. 1102 ГК РФ факт получения пенсии по СПК является неосновательным обогащением со стороны ответчика.
Данные денежные средства являются собственностью Пенсионного Фонда РФ, имеют целевой характер использования и должны быть возвращены.
Согласно ст. 98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, следовательно, требование истца о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Панфилова Сергея Александровича в пользу ГУ-УПФР по Новоусманскому району Воронежской области задолженность, возникшую в связи с незаконным получением пенсии по случаю потери кормильца в сумме 80.399 рублей 44 копейки и государственную пошлину в размере 2.611 рублей 98 копеек, всего взыскать 83.011 рублей 42 копейки.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда, в апелляционном порядке через Новоусманский районный суд Воронежской области, в течение 1 месяца.
Судья: