РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Гребеньковой Л. В.,
с участием адвоката Бобковой Г.Г.,
при секретаре Протопоповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кособукина И.В. к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры и обязании согласовать проект перепланировки и переустройства квартиры, издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое,
Установил:
Истец Кособукин И.В. обратился в суд с иском к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, указывая, что является собственником <адрес> в Санкт-Петербурге, указанная квартира была приобретена с целью перевода в нежилой фонд и использования ее в качестве магазина промышленных товаров.
Для перевода жилого помещения в нежилое необходимо согласовать с ответчиком проект перепланировки квартиры с разделением на два магазина промышленных товаров с устройством отдельных входов.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Выборгского района отказала истцу в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, со ссылкой на ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, указывая, что согласно п. 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № №, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
Представитель истца в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации Выборгского района в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 9 Постановления № Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Статьей 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (п. 4).
Согласно ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождению переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу положений ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кособукин И.В. является собственником <адрес>, расположенной на первом этаже дома. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга истцу дано разрешение на разработку проекта устройства двух отдельных входов и замене оконных заполнений на витринные со стороны лицевого фасада здания <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга продлен срок действия разрешения КГА от ДД.ММ.ГГГГ и дано разрешение на разработку проекта устройства дополнительного входа со стороны лицевого фасада здания <адрес> в соответствии с ранее согласованной концепцией устройства входов.
ООО «НТЦ» Северо-Запад Проект» разработало проект перепланировки квартиры с разделением на два магазина промышленных товаров для подготовки документов при переводе в нежилой фонд и проект устройства двух отдельных входов в квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Проект отдельных входов был разработан проектной организацией ООО «НТЦ» Северо-Запад Проект» и согласован в Комитете по градостроительству и архитектуре Управления ландшафтной архитектуры ДД.ММ.ГГГГ года, объявление о перепланировке было опубликовано в газете «Петровский курьер» № от ДД.ММ.ГГГГ года. По указанному вопросу состоялись общие собрания собственников жилья ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, на которых истцом было получено согласие собственников многоквартирного дома на перепланировку квартиры, которое было оформлено протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Согласно письму председателя правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решений собраний собственников ТСЖ и решения правления ТСЖ (протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года) собственнику <адрес> (истцу) разрешается оборудовать со стороны <адрес> отдельные входы из помещения.
Проект перепланировки квартиры с разделением на два магазина промышленных товаров и Проект устройства двух отдельных входов были представлены на рассмотрение межведомственной комиссии Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Выборгского района отказала истцу в согласовании проекта перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, со ссылкой на ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, указывая, что согласно п. 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 170, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от ДД.ММ.ГГГГ N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и, указанные в нем правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат несколько разделов.
Администрация Выборгского района при отказе согласовать перепланировку жилого помещения ссылается на раздел 4 – «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержащий п. 4.2 – «Стены». В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1. – стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2. – стены деревянные, 4.2.3. – отделка, 4.2.4. – балконы, козырьки, лоджии и эркеры. В данном п. 4.2.4. содержится пп. 4.2.4.9., который регулирует вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В данном пункте также указано о том, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из вышеуказанных норм, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданиях при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом, раздел 1 Правил – основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2., прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Так, п. 1.7.1. Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2. Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено заключение специалиста ООО «Союз экспертов «Доказательство», имеющий квалификационный аттестат строительного эксперта. Согласно выводам заключения специалиста проект перепланировки под магазин промышленных товаров для подготовки документов при переводе в нежилой фонд по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, соответствует требованиям законодательства, строительным нормам и правилам и не создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся как в помещении, так и в близости от него, не создает угрозу окружающей среде.
Согласно заключению специалиста ООО «Союз экспертов Доказательство» от ДД.ММ.ГГГГ проект перепланировки <адрес> в Санкт-Петербурге соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, в том числе пункту 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. Демонтаж подоконной части наружной стены (т.е. понижение нижней отметки оконных проемов) не является расширением проемов и не требует проведения работ по их пробивке в конструкции наружной стены крупнопанельного дома. Перепланировка, произведенная согласно проектам ООО «НТЦ» Северо-Запад Проект» не может привести нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, создать угрозу жизни и здоровья граждан.
Согласно заключению специалиста технически в любой стене возможно устройство дверного проема, тем более возможно переустройство оконного проема в дверной проем. Для этого необходима разработка соответствующего проекта.
Устройство и порядок согласования переустройства оконного проема в дверной проем на фасадах зданий в Санкт-Петербурге определены Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № (с измен. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года).
В представленном истцом проекте перепланировки имеется надлежаще оформленный и согласованный с КГА проект устройства двух дополнительных входов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию существующих стеновых панелей и не создающих угрозу здоровью и жизни людям, находящимся в непосредственной близости от новых дверных проемов с дверными блоками на фасаде здания.
Перепланировка и переустройство осуществляется в пределах границ исходной квартиры, не затрагивает несущие конструкции здания и не предполагает увеличение нагрузки на несущие конструкции здания.
В проекте перепланировки квартиры предусмотрено устройство двух изолированных друг от друга магазинов промышленных товаров с отдельными входами на лицевом фасаде здания, изолированными от лестничной клетки, обслуживающей жилые квартиры многоквартирного дома. Общая площадь одного магазина по проекту составляет № кв.м. с площадью торгового зала № кв.м., общая площадь другого магазина составляет № кв.м. с площадью торгового зала № кв.м. Расчетное количество посетителей в торговых залах составляет 9 и 7 человек соответственно.
Эвакуация людей (посетителей и продавцов) по проекту обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Помещения магазинов изолированы от жилых помещений перекрытиями и стенами первого типа по классификации огнестойкости. Высота помещений составляет по проекту 2,5 м. В проекте предусмотрено повышение звукоизоляции перекрытия и ограждающих стен помещений магазинов гипсокартонными листами (ГКЛ) со слоем звукоизоляционного материала из минеральной ваты, что обеспечивает индекс акустической изоляции между помещениями магазинов и смежными квартирами, расположенными, как выше этажом, так и рядом не менее, чем 57,5 дБ при норме 54 дБ, что подтверждается акустическим расчетом, приведенным в проекте.
Раздельные промтоварные магазины предназначены для оказания услуг населению и рассчитаны на посещения с 10 часов до 19 часов, что не создает неудобств людям, проживающим в многоквартирном доме. Состав каждого магазина: торговый зал, комната персонала, санитарный узел, что соответствует требованиям СП 54.13330.2011 и СанПиН 2.1.2.2645-10.
Проектом предусмотрена замена существующих отопительных приборов на новые с аналогичными теплотехническими характеристиками и замена существующей запорно-регулирующей арматуры без изменения схемы и тепловой нагрузки системы. Электроснабжение двух магазинов по потребляемой мощности соответствует мощности, выделенной для перепланированной квартиры.
Проектом предусмотрена установка электрооборудования и монтаж электропроводки с учетом требуемой освещенности помещений в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.263-10. В проекте учтены требования действующих нормативных документов по монтажу электроустановок и их электробезопасности (СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», Правила устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № 204).
В проекте имеются все технические условия присоединения инженерных систем, связанных с переводом перепланированного и переводимого жилого помещения в нежилое, а именно: присоединение к системам ХВС, ГВС и канализации многоквартирного жилого дома, присоединение к системе электроснабжения многоквартирного жилого дома.
Проект по объемно-планировочному и конструктивному исполнению, по обеспеченности инженерными коммуникациями, по уровню эксплуатационной и противопожарной безопасности, а также по санитарно-эпидемиологическим условиям соответствует действующим регламентным документам в области строительства.
Проект перепланировки квартиры с разделением на два магазина промышленных товаров соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 7), Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1047-р, а также Перечню документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв.приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № (с измен. от 18.05.2011).
Таким образом, незаконным является отказ Администрации Выборгского района в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения со ссылкой на п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, так как согласно представленному проекту не предусматривается расширение или пробивка проема в переводимой квартире.
По мнению суда, с учетом заключения специалиста, представленный проект соответствует всем требованиям строительно-технической документации, жилищному законодательству, Правилам и нормам содержания жилищного фонда, имеется техническая возможность оборудовать доступ к переводимому помещению путем обустройства дополнительных входов.
С учетом того, что проектная документация соответствует всем действующим градостроительным и жилищным требованиям, то у Администрации Выборгского района отсутствовали основания для отказа в согласовании проекта перепланировки жилого помещения.
Действия Администрации Выборгского района затрагивают права и законные интересы истца, создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки жилого помещения и обязании согласовать проект перепланировки жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованной ссылку ответчика при отказе в согласовании перепланировки на п. 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 170.
Суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требования об обязании Администрации Выборгского района издать распоряжение о переводе квартиры в нежилой фонд, поскольку истец с такими требованиями к ответчику не обращался, не соблюдена процедура перевода жилого помещения в нежилое.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.12,56,67, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ :
Признать незаконным отказ Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: Санкт-<адрес>.
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга согласовать проект перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес><адрес> <адрес>,под магазины промышленных товаров.
В удовлетворении остальных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья Л.В. Гребенькова
Копия верна. Судья:
Решение изготовлено 22.03.2014 года.