АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-2833/2012
28 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2012 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Мирекиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Толоконниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Прокурора Трусовского района города Астрахани
к Индивидуальному предпринимателю Морозову Олегу Юрьевичу
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: Бурхетьевой Е.М., удостоверение,
от ответчика: не явился, извещен.
Прокурор Трусовского района города Астрахани обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Морозова Олега Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалам дела.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил:
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», подлежит лицензированию.
Лицензия № АСС - 30 - 10046 - 001 предпринимателю Морозову Олегу Юрьевичу на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом по территории РФ была выдана 06.10.2009 г. УГАДН по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сроком до 05.10.2014 г.
Согласно пунктам 6.2, 6.4 «Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия», утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009г. № ВП-891ФС, Управление осуществляет лицензирование перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Прокуратурой Трусовского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения предпринимателем Морозовым Олегом Юрьевичем лицензионного законодательства при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в результате которой установлено, что 24.04.2012 г. в 09 час. 40 мин. по ул. Дзержинского дом 163 А г. Астрахани предприниматель Морозов О.Ю. осуществлял перевозку пассажиров на автотранспортном средстве ГАЗ-322132 г/н У 746 ЕУ 30 RUS под управлением Новикова А.П. работающего в качестве водителя у вышеуказанного предпринимателя, по городскому маршруту № 59 С «ст. Трусово - пл. Октябрьская», с нарушением норм пассажировместимости.
На момент проверки в салоне автобуса находилось 14 человек, тогда как согласно технической характеристике данного типа транспортного средства предельная пассажировместимость составляет 13 человек, т.е. перегруз составил 1 человек.
24.04.2012 г. прокурором Трусовского района г. Астрахани младшим советником юстиции Елизаровым А.А. в отношении предпринимателя Морозова О.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
27.04.2012 г. материал об административном правонарушении в порядке ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен для рассмотрения в арбитражный суд Астраханской области.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.11.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемые в соответствии с ним нормативные правовые акты в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктами 1.6, 5.2.5 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2 установлено, что одной из основных задач индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров является организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасность пассажиров; владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением норм вместимости автобусов.
Согласно пункту 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами при перевозках на городских и пригородных маршрутах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, количество пассажиров в автобусе не должно превышать предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Согласно п. 52 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.
Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора - водителем.
Заявитель вменяет в вину предпринимателя нарушение Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. №27, окончившего действие 28.03.2011 года, а также нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, которым установлена необходимость соблюдения лицензиатом федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, признано утратившим силу.
Подпунктом з), и) пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением правительства РФ № 280 установлена необходимость соблюдения лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Предприниматель имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и, с учетом лицензионных требований, обязан соблюдать нормативные правовые акты, регламентирующие этот вид деятельности, и требовать их соблюдения от своих работников, за деятельность которых он несет ответственность.
Деятельность предпринимателя Морозова О.Ю. непосредственно связана с эксплуатацией транспортных средств, которые являются источником повышенной опасности, указанное правонарушение затрагивает права граждан на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых наряду с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», гарантируется Конституцией Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что ответчиком при осуществлении перевозок пассажиров допущено правонарушение, предусмотренное частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что подтверждается материалами административного производства, и он подлежит административной ответственности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.04 г. N 10 при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.
Действующим законодательством предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая факты отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба выявленными нарушениями, и привлечения предпринимателя к административной ответственности за вменяемые правонарушения ранее, суд полагает применение санкции в виде предупреждения в данном случае возможным.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Индивидуального предпринимателя Морозова Олега Юрьевича, 27.07.1985 года рождения, место рождения ст. Трусово, Наримановский район, Астраханской области, проживающего по адресу: Астраханская область, Наримановский район, пос. Трусово, ул. Центральная дом 1 «б» кв. 2, привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Е.И. Мирекина