Гражданское дело № 2-171/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Нерчинский Завод 17 марта 2016 года
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,
при секретаре судебного заседания Гордовой И.С.,
с участием истца Волкова И.В.,
представителя ответчика МОУ «Явленская СОШ» Апрелковой В.В., выступающей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО6 к Администрации МР «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Явленская СОШ» о взыскании с МОУ «Явленская СОШ» недоначисленной и не выплаченной заработной платы, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации МР «Нерчинско-Заводский район», понуждении МОУ «Явленская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца,
У С Т А Н О В И Л:
Волков И.В. обратился в Нерчинско-Заводский районный суд с вышеназванным иском к Администрации МР «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Явленская СОШ», мотивируя следующим.
С 17 августа 2015 года он занимает должность <данные изъяты> в МОУ «Явленская СОШ», что подтверждается выпиской из приказа №55 от 17 августа 2015 года. Размер его заработной платы составил за ноябрь-декабрь 2015 года, январь 2016 года <данные изъяты> и включил в себя: оклад, доплату до МРОТ, 70% районного коэффициента. Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента), общая сумма которых не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствует закону. Задолженность по недоначисленной заработной плате составила <данные изъяты>.
Просит взыскать с МОУ «Явленская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период со 01 ноября 2015 года по 31 января 2016 года в размере <данные изъяты>, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации МР «Нерчинско-Заводский район», понудить МОУ «Явленская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца.
В судебном заседании истец Волков И.В. заявленный иск поддержал полностью, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Терпугова С.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель ответчика МОУ «Явленская СОШ» Апрелкова В.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, суд с учетом позиции сторон, счел возможным принять решение при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец занимает должность подсобного рабочего МОУ «Явленская СОШ», о чем свидетельствуют выписка из приказа №55 от 17 августа 2015 года, трудовая книжка на имя Волкова И.В.. За ноябрь-декабрь 2015 года, январь 2016 года к должностному окладу Волкова И.В. производилась доплата до МРОТ, районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в размере 70%, что подтверждено справкой работодателя. С учётом названных выплат, заработная плата истца составила за спорный период составила <данные изъяты>, и включила в себя: оклад <данные изъяты> доплату до МРОТ <данные изъяты>), 70% районного коэффициента и доплаты за непрерывный стаж работы <данные изъяты>
На основании части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно Трудовому договору, заключенному между МОУ «Явленская СОШ» и Волковым И.В., работодатель обязуется выплачивать причитающуюся работнику заработную плату в размере должностного оклада.
Согласно Уставу МОУ «Явленская СОШ», учредителем данной организации является Администрация МР «Нерчинско-Заводский район».
Учредитель – муниципальный район осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения. Источником финансовых ресурсов являются, в том числе, субсидии (бюджетные средства).
Финансирование учреждения осуществляется посредством выделения субвенций местному бюджету в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательного учреждения.
Из п.1.4 Положения об оплате труда работников образовательных организаций МР «Нерчинско-Заводский район», следует, что фонд оплаты труда работников организаций, в данном случае образовательного учреждения, формируется за счет средств краевого и муниципального бюджетов.
Из положений Устава Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» следует, что в состав территории муниципального района входит СП «Явленское».
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.12.2014 N 718 перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Соответственно бюджет муниципального района выравнивается из бюджета Забайкальского края.
Из смысла ст.56 ГК РФ, ст.20 ТК РФ следует, что обязательством по своевременной выплате в установленном законом размере заработной платы наделен работодатель, в данном случае – МОУ «Явленская СОШ».
Из приведенных норм материального права следует, что органы местного самоуправления используют денежные средства, в частности на оплату труда работникам образовательных учреждений, только в пределах выделенных на эти цели из бюджета субъекта РФ субвенций, в связи с чем, у суда не имеется оснований для взыскания заработной платы с администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в случае недостаточности денежных средств у МОУ «Явленская СОШ». Однако суд вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность профинансировать денежными средствами МОУ «Явленская СОШ» в пределах выделенных на эти цели субвенций в случае недостаточности денежных средств у последнего.
Размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда с вредными условиями труда, в силу ч.3 ст.133, ст.147 ТК РФ, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на эту сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в данном районе или местности.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В связи с указанным, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размером минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года N 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Поэтому при расчете недоначисленной и не выплаченной задолженности по заработной плате за ноябрь-декабрь 2015 года необходимо исходить из минимального размера оплаты труда, установленного с 01 января 2015 года ст.1 ФЗ от 03 декабря 2012 года №232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 5965 рублей, за январь 2016 года учитывать минимальный размер оплаты труда, установленный с 01 января 2016 года ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 6204 рублей.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Из табелей учета рабочего времени за ноябрь-декабрь 2015 год, январь 2016 года следует, что Волков И.В. отработал в спорный период норму рабочего времени, ввиду чего размер оклада составил <данные изъяты>.
Трудовым законодательством, в частности ч. 3 ст. 133 ТК РФ предусмотрены гарантии работнику в том, что он не может получать заработную плату ниже минимального размера оплаты труда при нормальной продолжительности рабочего времени.
Из материалов дела усматривается, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учёта районного коэффициента и непрерывного стажа работы в размере 70%, был ниже минимального размера оплаты труда.
Учитывая изложенное, следует, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца при начислении и выплате работнику заработной платы за ноябрь-декабрь 2015 года, январь 2016 года.
В соответствии с п.1 ст.6, п.1 ст.208, ст.209 НК РФ выплата суммы заработной платы относится к доходам, полученным от источников в РФ, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ). В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по взысканию НДФЛ с указанных сумм лежит на налоговом агенте – работодателе, поэтому судом подлежит удовлетворению сумма задолженности по заработной плате без вычета подоходного налога.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы подлежит удовлетворению за ноябрь-декабрь 2015 года, январь 2016 года в заявленной сумме, которая составляет <данные изъяты>. При этом суд не может выйти за пределы заявленной суммы иска, которая ниже реального размера недоначисленой и невыплаченной заработной платы за спорный период, в частности задолженность за январь 2016 г. составляет <данные изъяты> тогда как истцом указана недоплата за январь в размере <данные изъяты>
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По тем основаниям, что истцом подан иск, связанный с защитой трудовых прав, и он в силу ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, как и Администрация МР «Нерчинско-Заводский район», следовательно, с ответчика МОУ «Явленская СОШ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, которая согласно п. п. 1, 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, установлена в размере <данные изъяты> (за взыскание задолженности по заработной плате).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Волкова ФИО7 к Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», МОУ «Явленская СОШ» о взыскании с МОУ «Явленская СОШ» недоначисленной и невыплаченной заработной платы, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», понуждении МОУ «Явленская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы истца, удовлетворить.
Взыскать с МОУ «Явленская СОШ» в пользу Волкова ФИО8 недоначисленную и невыплаченную задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального района "Нерчинско-Заводский район" профинансировать МОУ «Явленская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной суммы заработной платы Волкову И.В. в случае их недостаточности у МОУ «Явленская СОШ», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета Забайкальского края.
Обязать МОУ «Явленская СОШ» производить компенсационные выплаты на размер МРОТ на период работы Волкова И.В. в данном учреждении.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с МОУ «Явленская СОШ» в доход муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его оглашения с подачей апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья - подпись
Копия верна: Судья В.А. Былкова