Решение по делу № 33-4054/2015 от 20.07.2015

Судья – Красов С.С. Стр. 51, г/п 00 руб.

Докладчик – Лобанова Н.В. № 33-4054/2015 17 августа 2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.И.,

судей Вершинина А.В., Лобановой Н.В.,

с участием прокурора Бакина И.С.,

при секретаре судебного заседания Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 17 августа 2015 г. апелляционную жалобу муниципального совета муниципального образования «<данные изъяты>» на решение Коношского районного суда Архангельской области от 15 мая 2015 г., которым постановлено:

«Заявление прокурора Коношского района – удовлетворить.

Признать Устав муниципального образования «<данные изъяты>» в части пункта 5 (в части слов «Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных актов Архангельской области») и пункта 6 (в части первого и второго предложения) статьи 17 недействующим со дня принятия».

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

решением муниципального совета муниципального образования «<данные изъяты>» от 20 октября 2005 г. утвержден устав муниципального образования «<данные изъяты>».

Действующую на дату рассмотрения дела редакцию указанного нормативного правового акта создает решение муниципального совета муниципального образования «<данные изъяты>» от 10 декабря 2014 г. .

Устав муниципального образования «<данные изъяты>» и решения о внесении изменений и дополнений в указанный нормативный правовой акт официально опубликованы в печатном издании «<данные изъяты>»; данный нормативный правовой акт зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (свидетельство от 18 января 2006 г. ; приказ от 20 января 2015 г. ).

Пунктами 5 и 6 статьи 17 устава муниципального образования «<данные изъяты>» предусмотрено право муниципального совета муниципального образования «<данные изъяты>» принимать решение об образовании специальной комиссии для расследования ставших известными фактов нарушения лицами, замещающими высшие и главные муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «<данные изъяты>», Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава, законов и иных нормативных актов Архангельской области, устава муниципального образования «<данные изъяты>» и решений муниципального совета данного муниципального образования; определены процедура формирования данной комиссии, ее полномочия и порядок работы.

Прокурор Коношского района Архангельской области С. обратился в суд с заявлением о признании указанных норм противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

В обоснование заявленных требований указано на противоречие приведенных положений пунктов 5 и 6 статьи 17 устава муниципального образования «<данные изъяты>» Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не относит к полномочиям представительного органа местного самоуправления создание каких-либо комиссий, в том числе, для проведения расследования фактов нарушения муниципальными служащими действующего законодательства. Оспариваемые нормы наделяют создаваемую муниципальным советом муниципального образования «<данные изъяты>» специальную комиссию правом истребовать любые документы у должностных лиц местного самоуправления, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, вызывать указанных лиц на свои заседания и брать у них объяснения, что свидетельствует о превышении представительным органом местного самоуправления предоставленных ему полномочий и наличии в этих нормах коррупциогенных факторов.

В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Сычева Т.А. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представители заинтересованных лиц муниципального совета муниципального образования «<данные изъяты>» Г. и главы муниципального образования «<данные изъяты>» П., возражая против удовлетворения заявленных требований, полагали оспариваемые нормы принятыми уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился муниципальный совет муниципального образования «<данные изъяты>». В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить. В обоснование жалобы ссылаются на то, что оспариваемые нормы устава названного муниципального образования предусматривают порядок реализации одной из форм муниципального контроля – депутатского расследования; выбор конкретной формы муниципального контроля и определение ее содержания относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования. Полагает, что определенные оспариваемыми нормами полномочия контрольного органа и порядок его работы не противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях участвовавший в деле прокурор Сычева Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В представленном суду письменном мнении Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными.

Заслушав участвующего в деле прокурора Бакина И.С., просившего оставить без изменения принятое по делу судебное постановление, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на наличие у представительного органа местного самоуправления права самостоятельно избирать формы осуществления внутреннего контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, оспариваемые в данном деле положения нормативного правового акта, определяющие предмет контроля создаваемой решением представительного органа местного самоуправления специальной комиссии, а также ее отдельные полномочия не соответствуют Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с такими выводами суда.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 77 указанного федерального закона, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с осуществлением контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, ограничивает предмет внутреннего контроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, наделенными в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наделение специальной комиссии, образуемой решением представительного органа местного самоуправления в целях осуществления контрольных функций, правом осуществления контроля за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления положениям федерального и регионального законодательства противоречит ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Формой реагирования на ставшие известными представительному органу местного самоуправления конкретные факты нарушения должностными лицами органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава, законов иных нормативных актов Архангельской области является, в частности, направление соответствующих материалов компетентному государственному органу для организации проведения проверки таких сведений.

Правильными являются и выводы суда о том, что пункт 6 статьи 17 устава муниципального образования «<данные изъяты>», наделяющий созданную представительным органом местного самоуправления специальную комиссию правом получения любых документов, находящихся в распоряжении должностных лиц местного самоуправления, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, а также возложение на этих лиц обязанности по требованию комиссии являться на ее заседания и давать объяснения, носит неопределенный характер, создает возможность злоупотреблений данным органом своими полномочиями, свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов и не соответствует предусмотренному ст. 51 Конституции РФ запрету любой формы принуждения к свидетельству против самого себя или своих близких, за исключением необходимости обеспечения интересов правосудия при выполнении требований ч. 3 ст. 17 и ст. 52 Конституции РФ.

Признавая право на самостоятельное определение представительным органом местного самоуправления форм и порядка осуществления внутреннего контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что это не освобождает образуемые им в связи с осуществлением такого контроля органы от соблюдения требований действующего федерального законодательства.

С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене принятого по делу судебного постановления.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым, руководствуясь абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, изменить решение Коношского районного суда Архангельской области от 15 мая 2015 г. в части момента, с которого оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.

Исходя из положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.01.2004 № 1-П, судебная коллегия считает необходимым указать на признание оспариваемых норм недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Коношского районного суда Архангельской области от 15 мая 2015 г. изменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Коношского района Архангельской области удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу пункт 5 статьи 17 устава муниципального образования «<данные изъяты>» в части слов «Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных актов Архангельской области», а также первое и второе предложения пункта 6 статьи 17 устава муниципального образования «<данные изъяты>».

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи А.В. Вершинин

Н.В. Лобанова

33-4054/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор Коношского района Архангельской области
Другие
Администрация МО Коношский муниципальный район
Муниципальный Совет МО Коношский муниципальный район
Управление Министерства юстиции РФ по АО и НАО
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Лобанова Наталья Валерьевна
17.08.2015[Гр.] Судебное заседание
27.08.2015[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2015[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее