Дело № 2а-2159/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2017 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.Б.,
при секретаре Меркурьевой О.П.,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора Любушкиной С.А.,
представителя административного истца Савиной Н.Ю. по доверенности от <дата>,
представителя административного ответчика Трофимовой Г.А. в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от <дата> №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кудакова В.И. к территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области о признании решения незаконным и его отмене,
установил:
Кудаков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области о признании решения незаконным и его отмене, в соответствии с которым просит суд: признать незаконным и отменить постановление № от <дата> территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, о регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № Верхоглядова Е.Д., указав, что Кудаков В.И. постановлением территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Постановлением № от <дата> территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, по этому же округу кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, выдвинутом в порядке самовыдвижения, зарегистрирован Верхоглядов Е.Д. При вынесении оспариваемого решения территориальная избирательная комиссия города Арзамаса Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, в нарушение ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З не в полном объеме провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку самовыдвижения Верхоглядова Е.Д. Согласно п.5 ст.29 Закона № 108-З подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 1 и 1.1. Для сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты представительных органов местного самоуправления должна использоваться форма подписного листа, установленная приложением 1. В данной форме после слов «ПОДПИСНОЙ ЛИСТ» должны быть указаны слова «Выборы депутатов», а затем, согласно содержанию подстрочника, указывается наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно п.1 ст.13 Устава города Арзамаса Нижегородской области к органам местного самоуправления городского округа город Арзамас относятся: представительный орган - Арзамасская городская Дума Нижегородской области. Таким образом, данная строка в форме подписного листа должна выглядеть следующим образом: Выборы депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области. В форме подписного листа, использованного кандидатом Верхоглядовым Е.Д. для сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения имеется иная формулировка, не соответствующая требованиям Закона № 108-З: Дополнительные выборы депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №. Учитывая формальность избирательного законодательства, кандидат не вправе произвольно изменять установленную форму подписного листа. Соответственно, все 19 подписей в представленных Верхоглядовым Е.Д. в избирательную комиссию трех подписных листах, избирательная комиссия должна была признать недействительными по основанию, предусмотренному пп.9 п.10 ст.33 Закона 108-З как подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1 и 1.1. Таким образом, действительные и достоверные подписи в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № Верхоглядова Е.Д. отсутствуют, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пп.7 п.8 ст.34 Закона № 108-З - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Законных оснований для принятия оспариваемого решений у избирательной комиссии не было, оно нарушает установленный избирательным законодательством принцип равенства кандидатов и тем самым нарушает права административного истца как зарегистрированного кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №.
В судебное заседание административный истец Кудаков В.И., заинтересованное лицо Верхоглядов Е.Д. не явились, извещены надлежащим образом, административный истец просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения участвующих лиц, в соответствии с ч.1, 2 ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца Савина Н.Ю. административные исковые требования и изложенные в административном исковом заявлении доводы поддержала.
Представитель административного ответчика Трофимова Г.А. решение по административному иску оставила на усмотрение суда.
Выслушав участвующих лиц, свидетелей, заключение помощника Арзамасского городского прокурора Любушкиной С.А., которая полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пп. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п.3 ст.29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.
Согласно п.5 ст.29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З подписные листы для сбора подписей избирателей в порядке выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются по формам согласно приложениям 1 и 1.1 к настоящему закону.
Согласно пп.9 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1 и 1.1, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные ч.2 ст. 29 настоящего закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных ч.4 ст.29 настоящего закона.
Согласно пп.7 п.8 ст.34 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В судебном заседании установлено, что на <дата> назначены дополнительные выборы депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, в соответствии с постановлением № от <дата> полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению данных выборов возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Арзамаса Нижегородской области (л.д.№).
Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от <дата> № полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Арзамаса возложены на территориальную избирательную комиссию города Арзамаса (л.д.№).
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области от <дата> № Верхоглядов Е.Д. в порядке самовыдвижения зарегистрирован кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № (л.д.№).
Постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> № Кудаков В.И. в порядке самовыдвижения зарегистрирован кандидатом в депутаты Арзамасской городской <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу № (л.д.№).
Кандидатом в депутаты Верхоглядовым Е.Д. в территориальную избирательную комиссию города Арзамаса Нижегородской области были представлены 19 подписей избирателей на трех подписных листах в поддержку его самовыдвижения (л.д.№).
Из содержания постановления территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области от <дата> № следует, что в связи с наличием очевидных специально не оговоренных избирателями исправлений в датах внесения в подписной лист подписей недействительными по основанию, предусмотренному п.6 ч.10 ст.33 Закона Нижегородской области от <дата> №-З признаны три подписи избирателей, оставшихся 16 подписей избирателей достаточно для регистрации Верхоглядова Е.Д. кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутом в порядке самовыдвижения (л.д.№).
Изучением представленных Верхоглядовым Е.Д. подписных листов установлено, что оглавление каждого подписного листа после строки «ПОДПИСНОЙ ЛИСТ» изложено в следующем виде: «Дополнительные выборы депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» (л.д.№).
Из административного искового заявления следует, что в данной части подписные листы не соответствуют форме приложений 1 и 1.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З, в связи с чем, все 19 подписей должны были быть признаны недействительными на основании пп.9 п.10 ст.33 указанного Закона, как подписи в подписном листе не соответствующем установленной форме.
Сведений о несоответствии формы представленных подписных листов установленным требованиям в остальной части в материалах дела не имеется, судом не выявлено.
Форма подписного листа по выборам в представительные органы местного самоуправления Нижегородской области предусмотрена приложением 1 и 1.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З.
Аналогичная форма предусмотрена и приложением 7.1 и 8 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Из содержания указанных форм следует, что после строки «ПОДПИСНОЙ ЛИСТ» располагается строка «Выборы депутатов» с указанием наименования представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст.13 Устава города Арзамаса Нижегородской области представительный орган городского округа город Арзамас имеет наименование - Арзамасская городская Дума Нижегородской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в соответствующей строке подписного листа должно быть указано «Выборы депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области».
Изучением представленных Верхоглядовым Е.Д. подписных листов установлено, что сведения о выборах депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области в соответствующей строке после строки «ПОДПИСНОЙ ЛИСТ» имеются.
Содержащиеся в вышеуказанной строке подписных листов сведения о дополнительных выборах депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № соответствуют сведениям о проводимых выборах <дата>.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в представленных Верхоглядовым Е.Д. подписных листах обязательные сведения в части формы подписного листа присутствуют и указаны в полном объеме, данные сведения соответствуют действительности.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что указание в соответствующей строке подписных листов на дополнительные выборы депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 не может свидетельствовать о нарушении установленной формы подписного листа, и не является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в данных подписных листах на основании пп.9 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З, пп. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
С учетом признанных территориальной избирательной комиссией города Арзамаса Нижегородской области трех подписей недействительными в указанных подписных листах, общее количество подписей избирателей 16 при наличии 2903 избирателей в одномандатном избирательном округе №, что следует из подтверждения получения документов, представленных при выдвижении Верхоглядова Е.Д., от <дата> № (л.д.19), явилось достаточным для избирательной комиссии для регистрации Верхоглядова Е.Д. кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных пп.9 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З, пп. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ оснований для признания недействительными всех 19 подписей избирателей в представленных Верхоглядовым Е.Д. подписных листах в связи с несоблюдением формы подписного листа не имеется, в связи с чем, у территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области не имелось предусмотренных пп.7 п.8 ст.34 Закона Нижегородской области № 108-З, пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации Верхоглядова Е.Д. кандидатом в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
С учетом изложенного, суд полагает требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления № от <дата> территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, о регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № Верхоглядова Е.Д. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.175, 178-180, 188, 244 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Кудакова В.И. к территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления № от <дата> территориальной избирательной комиссии города Арзамаса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №, о регистрации кандидата в депутаты Арзамасской городской Думы Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № Верхоглядова Е.Д., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Попов С.Б.
Решение не вступило в законную силу