Дело №5-37/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
п. Медведево 13 апреля 2015 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Емельянова Е.В.,
с участием законного представителя юридического лица – директора ООО «...» Полевщикова М.А.,
представителей Полевщикова М.А. – Меркушевой Ф.В., Бусыгина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении юридического лица
общества с ограниченной ответственностью «...», ...,
об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «...» при проверке <...> года по месту нахождения юридического лица: ..., нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) - трубопровод пара рег.№06:
- Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности разработано без учета эксплуатируемого участка трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06), в нарушение п.3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ № ... от <...> года, ч.1 ст.9, ч.1 ст.11 ФЗ от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- не разработан план локализации и ликвидации аварии наопасном производственном объекте - участке трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06), включающий мероприятия по локализации и ликвидации аварий, чем нарушены ч.1 ст.9, ч.1 ст.10 ФЗ от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- не обеспечена готовность к локализации и ликвидации аварии, а именно не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасно производственном объекте - участке трубопроводов теплосети, в нарушение ч.3 ст.4 ФЗ от <...> года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ч.1 ст.9, ст.15 ФЗ от <...> года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- осуществляется эксплуатация эстакады трубопровода пара рег. №6, отработавшей расчетный срок службы (ресурс) без продления срока службы (ресурса), в нарушение п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> года №538, ч.1 ст.9, ст.13 ФЗ от <...> года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- осуществляется эксплуатация технического устройства - трубопровода пара рег. №6, отработавшего расчетный срок службы (ресурс) без продления срока службы (ресурса), в нарушение п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> года №538, ч.1 ст.9, ст.7, ст.13 ФЗ от <...> года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- не обеспечена укомплектованность штата работников опасных производственных объектов, а именно вакантна должность оператора котельной, в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ от <...> года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- не организован производственный контроль на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06): отсутствуют лица, ответственные за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте - участке трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06); не проводятся проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - трубопровода пара рег. № ... лицами, ответственными за осуществление производственного контроля, не выдаются обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в нарушение п.п.4,11,15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> года № 263, ч.1 ст.9, ст.11 ФЗ от <...> года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- положение о порядке расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах разработано без учета эксплуатируемого трубопровода пара рег. №06, в нарушение п.32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от <...> года №480, ч.1 ст.9, ст.12 ФЗ от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- не ведется учет инцидентов на трубопроводе пара рег. №06, в нарушение п.35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от <...> года №480, ч.1 ст.9, ст.12 Федерального закона от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
- осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта с нарушениями требований промышленной безопасности, что не обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а именно: осуществляется эксплуатация технического устройства – трубопровода пара рег. № ... на опасном производственном объекте – Участке трубопроводов теплосети, в паспорте которого экспертной организацией установлен срок разрешенной эксплуатации (ресурс) без проведения экспертизы промышленной безопасности, в нарушение требований п.п.6, 13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от <...> года № 538, ч.1 ст.9, ст.7, ст.13 ФЗ от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Выявленные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
На судебное заседание представитель Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился.
На судебном заседании законный представитель юридического лица – директор ООО «...» Полевщиков М.А., а также его представители Меркушева Ф.В. и Бусыгин А.П. с протоколом не согласились, пояснили аналогично изложенному в отзыве: трубопровод пара рег.№06, расположенный по адресу: ..., не является опасным производственным объектом, поскольку давление пара в трубопроводе менее 1,6 МПа, температура пара в трубопроводе менее 250?С, трубопровод расположен снаружи, то есть вне помещений, следовательно, не подлежит внесению в реестр опасных производственных объектов, также в отношении указанного объекта не применимы и иные требования указанные в протоколе. Ранее Ростехнадзор направлял на рассмотрение вышеназванный протокол, а также выносил определение о приостановлении деятельности, но затем протокол вместе с определением Ростехнадзором из суда отозваны. Ростехнадзором нарушен срок направления протокола на рассмотрение более чем на 3 месяца. Просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. К устранению указанных нарушений общество не приступало.
Исследовав материалы административного дела, выслушав законного представителя юридического лица, представителей общества, в отношении которого ведется административное производство, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от <...> года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из статьи 3 Закона N 116-ФЗ.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта изложены в статье 9 приведенного выше Федерального закона.
В частности согласно части 1 статьи 9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как следует из дела <...> года в ООО «...» на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от <...> года № ... проведена внеплановая проверка соблюдения требований и условий промышленной безопасности эксплуатации опасных производственных объектов общества.
Из акта проверки от <...> года следует, что Обществом при эксплуатации трубопровода пара рег.№06, являющегося опасным производственным объектом, нарушаются требования установленные частью 1 ст.9 и ст.2, ст.ст.7,10,11,12,13,15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также, п.3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ № ... от <...> года, ч.3 ст.4 ФЗ от <...> года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», пункты 6,7,13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> года №538, п.п.4,11,15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> года № 263, п.32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от <...> года №480, п.35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от <...> года №480.
Из паспорта трубопровода следует, что последний является трубопроводом пара с максимальным давлением – 0,6МПа и максимальной температурой 150?С.
Согласно ч.1 ст.2, а также подпункта а пункта 2 Приложения к ФЗ от <...> года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа.
Из анализа законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня, выявленных на объекте общества нарушений, суд приходит к выводу об обоснованности выявленных нарушений №№2,4-12, поскольку объект - участок трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06), согласно вышеназванному законодательству является опасным производственным объектом, и отсутствии законных оснований для устранения обществом нарушений в пунктах №№1,3 протокола.
Указанный объект не подлежит учету в органах Ростехнадзора и внесению в государственный реестр опасных производственных объектов, согласно положениям Приказа Ростехнадзора от <...> года № ... "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", что следует из пунктов 215, 217 указанных Правил (не подлежит учету в органах Ростехнадзора оборудование под давлением трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и давление 1,6 МПа). Регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора согласно п.214 настоящих Правил.
Наличие судебного решения о возвращении Ростехнадзору протокола и иных материалов дела, а также нарушение Ростехнадзором сроков направления протокола на рассмотрение основаниями для прекращения производства по делу не являются.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом меры по самостоятельному выявлению и устранению выявленных нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов не приняты. Акт проверки свидетельствует о том, что Обществом нарушено вышеназванное законодательство, и, как правильно указано Управлением Ростехнадзора, создает угрозу жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Таким образом, по мнению суда, виновность в совершении административного правонарушения ООО «...» подтверждается протоколом об административном правонарушении от <...> года; актом проверки от <...> года.
При таких обстоятельствах, суд квалифицирует действия юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «...» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение общества, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, суд не усматривает.
При определении вида административного наказания суд учитывает наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. С учетом изложенного, а также, придя к выводу, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3.2, 3.12, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта – участок трубопроводов теплосети (трубопровод пара рег. №06), расположенный по адресу: ..., на срок 60 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.В. Емельянова