Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-11125/2018, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.
КОПИЯ
Дело № 2а-11125/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Набережные Челны 27 ноября 2018 года
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Додина Э.А.,
при секретаре судебного заседания Газизовой А.И.,
с участием административного истца Лигостаевой Л.З.,
представителя административного истца Байдак З.М.,
представителя административного ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Файзуллиной А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лигостаевой ФИО9 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан о признании постановлений о взыскании обязательных платежей, пеней и штрафов недействительными и устранения допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Лигостаева Л.З. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование, указывая, что в период с 23 августа 2010 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. С 01 августа 2012 года предпринимательскую деятельность не осуществляла, в связи с отбыванием наказания в ФКУ ИК-28. Освободилась из мест лишения свободы 08 мая 2018 года. 29 мая 2018 года внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Лигостаева Л.З. указывает, что за период с 2012 года по 2018 год в отношении неё как индивидуального предпринимателя вынесены постановления о взыскании недоимки за счет имущества, на основании чего основании возбуждены исполнительные производства. До передачи налоговому органу сальдо по страховым взносам, Управлением Пенсионного фонда России вынесено четыре постановления о взыскании недоимки и пени за период с 2010 года по 2017 год на общую сумму 207 661 рубль 45 копеек, на основании которых возбуждены исполнительные производства:
- ... от ... на основании решения ... от ... о взыскании страховых взносов, включая пени на сумму 16 471 рубль 60 копеек,
- ...-ИП от ... на основании решения ... от ... о взыскании страховых взносов, включая пени на сумму 39 551 рубль 39 копеек,
- ...-ИП от ... на основании решения ... от ... о взыскании страховых взносов, включая пени на сумму 27 326 рублей 65 копеек,
- ...-ИП от ... на основании решения ... от ... о взыскании страховых взносов, включая пени на сумму 135 770 рублей 05 копеек.
Административный истец считает, что передавая в налоговый орган сальдо по страховым взносам за период 2012-2016 годы Управление Пенсионного фонда России не исключил ранее взысканную им с административного истца сумму недоимки и пени.
Налоговый орган выставил требования, а затем вынес постановления, по которым также были возбуждены исполнительные производства:
- ...-ИП от ... на основании постановления ... от ... о взыскании налогов и сборов, включая пени на сумму 90 512 рублей 82 копейки,
- ...-ИП от ... на основании постановления ... от ... о взыскании налогов и сборов, включая пени на сумму 14 521 рубля 56 копеек,
- ...-ИП от ... на основании постановления ... от ... о взыскании налогов и сборов, включая пени на сумму 31 544 рублей 25 копеек.
Административный истец указывает, что она обратилась с заявлением о признании принятых актов недействительными и с просьбой отозвать их из Отдела судебных приставов №2 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, при этом налоговой орган сообщил, что по состоянию на 12 июля 2018 года за ней числится задолженность в сумме 186 032 рублей 64 копеек. Управление пенсионного фонда Российской Федерации отказался отозвать постановления с Отдела судебных приставов №2 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан. Кроме того, как указывает административный истец, в своем ответе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации указал, что 29 ноября 2016 года в Отдел судебных приставов №2 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан направил письмо на отзыв постановления. При этом копию письма административному истцу не предоставили.
Считает, что данные постановления недействительны, поскольку в этот период находилась в местах лишения свободы, предпринимательскую деятельность не осуществляла, не могла подать налоговую декларацию, оплачивать налоги и взносы. Также не могла подать заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и оплатить государственную пошлину, либо оформить доверенность и оплатить услуги представителя, так как родственников у нее нет. Считает данные обстоятельства экстраординарными.
На основании изложенного, административный истец просит (уточненные административные исковые требования) освободить от уплаты страховых взносов уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в период с 01 августа 2012 года по 08 мая 2018 года, признать недействительными постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.ФИО1 ... от ..., ... от ..., постановления Инспекции Федеральной налоговой службы в г.ФИО1 Республики Татарстан ... от ..., ... от ....
Определением суда от 27 ноября 2018 года административное исковое заявление Лигостаевой ФИО10 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании постановлений о взыскании обязательных платежей, пеней и штрафов недействительными и устранении допущенных нарушений, оставлено без рассмотрения.
Административный истец Лигостаева Л.З. в судебном заседании требования уточненного административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. При этом пояснила, что требование об освобождении от уплаты страховых взносов заявлено как способ устранения нарушенного права.
Представитель административного истца – Байдак З.М. в судебном заседании требования уточненного административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан А.З. Файзуллина в судебном заседании требования административного искового заявления не признала по основаниям изложенным в отзыве на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен. При этом представил ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствии, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором просит административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
Представители заинтересованных лиц – Отдела судебных приставов №2 города Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212 от 24 июля 2009 года, действовал до 01 января 2017 года, то есть в спорный период времени), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Статьями 18, 28 указанного Федерального закона для плательщиков страховых взносов была установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
В пункте 6 статьи 14 Федерального закона содержался перечень оснований, по которым индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование:
- прохождение военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Материалами дела установлено, что с 23 августа 2010 года Лигостаева Л.З. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 29 мая 2018 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.7).
Согласно справке ... от 08 мая 2018 года, Лигостаева Л.З. содержалась в местах лишения свободы с 20 декабря 2012 года по 08 мая 2018 года (л.д. 6).
Из ответа Управления Пенсионного фонда РФ в городе Набережные Челны Республики Татарстан от 23 августа 2018 года на обращение административного истца следует, что согласно данным налоговых органов Лигостаевой Л.З. не предоставлена налоговая отчетность о доходах за 2016 год, в связи с этим, начислена сумма исходя из восьмикратного минимального размеры оплаты труда (л.д. 57).
С 01 января 2002 года индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, а с 01 января 2010 года индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Данные платежи не входят в состав единого социального налога, не связаны с доходом предпринимателя и подлежат уплате независимо от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в данном налоговом периоде или нет.
Согласно пункту 4.1 статьи 14 Федерального закона №212 от 24 июля 2009 года, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен, либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона №212 от 24 июля 2009 года, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к её осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и другие, равно как и том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей, в том числе и посредством почтовой связи.
Таким образом, физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат – получение дохода либо неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом обращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов. Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
Такие обстоятельства суду стороной административного истца не представлены, в материалах административного дела отсутствуют.
Согласно статье 84 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
С учетом вышеуказанных правовых норм, суд считает, что административный истец при должной озабоченности и надлежащей осмотрительности не был лишен возможности подать в налоговых орган заявление о внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении предпринимательской деятельности посредством почтовой связи.
Доказательства, подтверждающие указанное обращение, административным истцом представлены не были.
Кроме того, согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено, что административный истец Лигостава Л.З. просит освободить от уплаты страховых взносов уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в период с ... по ..., признать недействительными постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.ФИО1 ... от ..., ... от ....
Постановления от ... ... - направлено ..., о чем имеется список почтовых отправлений и квитанция об оплате; от ... ... - направлено ..., о чем имеется список почтовых отправлений и квитанция об оплате.
Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, поскольку с настоящим административным иском Лигостаева Л.З. обратилась в суд первоначально 12 октября 2018 года.
Административным истцом достоверные и допустимые доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска процессуального срока для обращения в суд, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены, ходатайство о восстановлении указанного срока суду не поступало.
Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Исходя их изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Лигостаевой ФИО11 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании постановлений о взыскании обязательных платежей, пеней и штрафов недействительными и устранении допущенных нарушений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья «подпись»
Копия верна
Судья Додин Э.А.
Секретарь судебного заседания Газизова А.И.
Решение суда вступило в законную силу «___» _________________201__года.
Судья Додин Э.А.