Дело № 3а-384/2019
42OS0000-01-2019-000426-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Михеевой С.Н.
при секретаре Баранчиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«21» ноября 2019 года
дело по административному исковому заявлению Дьяченко Евгения Сергеевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дьяченко Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что он является собственником объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером №, площадью 1 340.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 22 ноября 2013 года и составляет 8 384 742.56 руб.
Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Недвижимость и оценка» № 512-12/2018 от 25 декабря 2018 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки 22 ноября 2013 года составляет 6 266 000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 6 266 000 руб.
Дьяченко Е.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель Дьяченко Е.С., Жаткин А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованное лицо администрация г. Кемерово своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Правительство Кемеровской области – Кузбасса в письменных объяснениях указало, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Администрация г. Кемерово в письменных возражениях указала, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012г. № 2, при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости учитывалась информация о рыночной стоимости объектов, согласно п. 7, 11 Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Дьяченко Е.С. является собственником объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером №, площадью 1 340.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; право собственности зарегистрировано 21 января 2010 года на основании договора купли-продажи от 29 декабря 2009 года; данный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 22 ноября 2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости 26 сентября 2019 года (л.д.10-11).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2019 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2013 года, определена актом определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 18 декабря 2013 года № б/н по состоянию на 22 ноября 2013 года и составляет 8 384 742.56 руб. (л.д.9-10).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиками налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Дьяченко Е.С. обратился 04 октября 2019 года (л.д.5).
Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.
Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по оплате налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости возникла у Дьяченко Е.С. с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала права административного истца, а также то, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Кемеровской области не проведена, суд считает необходимым восстановить административному истцу срок для подачи административного искового заявления в суд.
Из представленного административным истцом отчета № 512-12/2018 от 25 декабря 2018 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного оценщиком ООО «Недвижимость и оценка» ФИО1., следует, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью 1 340.2 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, по состоянию на 22 ноября 2013 года составляет 6 266 000 руб. (л.д. 20-83).
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 22 ноября 2013 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую оспаривает административный истец, определена актом определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 18 декабря 2013 года №б/н (л.д.115) по состоянию на 22 ноября 2013 года - дата постановки объекта на государственный учет. При определении кадастровой стоимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2.
Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 22 ноября 2013 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области – Кузбасса (ранее - Коллегия Администрации Кемеровской области) – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта.
Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта недвижимости, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена с применением сравнительного, затратного и доходного подходов. В отчете приведены сведения об источниках полученной информации, сделаны выводы при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости в размере 6 266 000 руб., суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 22 ноября 2013 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования Дьяченко Е.С. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Дьяченко Евгения Сергеевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером № площадью 1 340.2 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости 6 266 000 руб., определенной по состоянию на 22 ноября 2013 года.
Датой обращения Дьяченко Евгения Сергеевича в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости считать 27.12.2018г.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Михеева С.Н.
Решение в окончательной форме принято 25.11. 2019 года.