Арбитражный суд Краснодарского края
(350000, г. Краснодар, ул. Красная, 6)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-24019/2010-59/442 20 января 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 20 января 2011 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Белинской Натальи Сергеевны, г. Анапа (наименование заявителя)
к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, г. Анапа (наименование ответчика)
о признании незаконными действий по проведению проверки и составлению акта обследования от 08.07.10
при участии в заседании:
от заявителя: Турпетко В.Н. – представителя
от ответчика: Гридчиной Л.Н. – представителя
УСТАНОВИЛ:
Белинская Наталья Сергеевна (далее – предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением опризнании незаконными действий Администрации муниципального образования город - курорт Анапа (далее – администрация) по проведению проверки и составлению акта обследования от 08.07.10.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
По мнению заявителя, проверка, по результатам которой был составлен акт обследования от 08.07.10, проведена администрацией с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.08 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также с нарушениями требований Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 20.08.09 № 1055.
В судебном заседании представитель предпринимателя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просит суд признать недействительным результаты проверки, выраженной в действиях по выезду на территорию земельного участка (г. Анапа, ул. Промышленная, 16), визуальному осмотру, обследованию зданий, сооружений, строений на нем и составлению акта обследования от 08.07.10 специалистами отдела градостроительной инспекции Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа как проведенной с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.08 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Изменение предпринимателем предмета заявленных требований принимается судом, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд в удовлетворении требований отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик полагает, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по делу следует прекратить в порядке статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку составленный по результатам обследования земельного участка акт от 08.07.10 не носит нормативного характера, не является ненормативным правовым актом, так как не возлагает на предпринимателя какие-либо властно-распорядительные предписания, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, что исключает нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд установил, что Белинская Наталья Сергеевна, 14.08.1963 г. рождения, уроженка с. Краснополье, Углегорского района, Сахалинской области, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номом 304230125200162, ИНН 230106449802,зарегистрирована по адресу: Краснодарский край, город-курорт Апапа, ул. Ленина, д. 143, кв. 120.
Как видно из материалов дела, 08.07.10 сотрудниками отдела градостроительной инспекции Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (в лице начальника отдела Зайцева А.А. и двух главных специалистов Деевой Н.И. и Ходжаева B.C.)проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Промышленная, 16, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие предпринимателю на право собственности, а именно навес, общей площадью 251,1 кв. м., инвентарный номер: 133. Литер Г7, уборная, общей площадью 8 кв. м., этаж: 1. Литер Г3, пристройка, общей площадью 40,7 кв. м., инвентарный номер: 133. Литер г, гараж № 7, литер Ж, общей площадью 42,6 кв. м., что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, представленными в материалы дела.
По результатам проведенного обследования должностными лицами администрации составлен акт обследования от 08.07.10. В данном акт указано, что обследуемый земельный участок, общей площадью 1358 кв. м., используется для размещения гаража м магазина и на основании договора аренды от 07.08.01 № 103 находится в пользовании Яковлеву Валерию Анатольевичу, зарегистрированному по адресу: г. Анапа, 12 микрорайон, д. 39, кв.4. Также из акта следует, что на обследуемом земельном участке расположены строения, принадлежащие Белинскому Эдуарду Сигизмундовичу, в том числе навес литер Г-11 неправильной в плане формы, размером 21,79х12,9 м и 3,69х3,71 м, площадью застройки 295 кв. м., разрешение на строительство не предъявлено, под навесом выполнен бетонный фундамент, на котором расположены холодильные камеры для хранения продуктов. Навес литер Г7, общей площадью 251,1 кв. м., принадлежащий Белинской Наталье Сергеевне, в ходе обследования не обнаружен, в техническом паспорте составленном по состоянию на 2010 г. не числится.
Заявитель указал, что обозначенный в акте обследования от 08.07.10 объект недвижимости Литер Г 11 принадлежит заявителю на праве собственности, в виде объекта, обозначенного в качестве Литера Г 7, общей площадью 251,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АЕ № 662662.
Не согласившись с проведенной проверкой, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением признании недействительными ее результатов.
При вынесении решения суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом № 294-ФЗ устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
Пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 294-ФЗ мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2 Закона № 294-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (пункт 5 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).
Кроме того, в порядке пункта 6.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ вышеуказанные планы проведения плановой проверки согласовываются с органами прокуратуры.
В соотвествии с пунктом 1 статьи 10 предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Пунктом 2 статьи 10 предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:
-- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
-- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
-- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «6» пункта 2 части 2 статьи 10, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Как предусмотрено пунктом 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (пункт 3 статьи 14 Закона № 294-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются данные, предусмотренные в пункте 2 статьи 16 Закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органами государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
К грубым нарушениям, относятся нарушения, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.
Также аналогичные требования к проведению муниципальных проверок на территории муниципального образования город-курорт Анапа, предусмотрены в Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 20.08.09 № 1055 (далее – Положение), которое разработано на основании норм Закона № 294-ФЗ.
Администрацией 08.07.10 фактически осуществлены мероприятия муниципального контроля (плановая, внеплановая проверка), в рамках которых проведено обследование не только земельного участка, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Промышленная, 16, но и объектов недвижимости, находящихся на нем, в том числе принадлежащих предпринимателю на праве собственности. Следовательно, данные мероприятия муниципального контроля, должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ и Положения.
Действующим законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления проводить мероприятия по муниципальному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или иные мероприятия по контролю, затрагивающие права и законные интересы таких лиц, без соблюдения требований Закона № 294-ФЗ, а также нормативных правовых актов муниципального уровня.
Как было указано выше, по результатам проведенных мероприятий муниципального контроля, должностными лицами администрации составлен акт обследования от 08.07.10, в котором указаны обстоятельства, установленные обследованием, касающиеся объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности заявителя, в частности о том, что отсутствует разрешение на строительство навеса литер Г-11 неправильной в плане формы, размером 21,79х12,9 м и 3,69х3,71 м, площадью застройки 295 кв. м., под которым, выполнен бетонный фундамент, на котором расположены холодильные камеры для хранения продуктов. Навес литер Г7, общей площадью 251,1 кв. м., принадлежащий Белинской Наталье Сергеевне, в ходе обследования не обнаружен, в техническом паспорте составленном по состоянию на 2010 г. не числится, что затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что обозначенный в акте обследования от 08.07.10 объект недвижимости Литер Г 11 принадлежит заявителю на праве собственности, в виде объекта, обозначенного в качестве Литера Г7, общей площадью 251,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АЕ № 662662.
В нарушение требований статей 9, 10, 14, 16 Закона № 294-ФЗ, а также Положения, мероприятия муниципального контроля, затрагивающие права и законные интересы предпринимателя проведены администрацией в отсутствие утвержденного в установленном порядке, а также согласованного с органами прокуратуры плана предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, в отсутствии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа местного самоуправления, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ, без вручения такого распоряжения (приказа) предпринимателю, без заблаговременного извещения заявителя о проведении проверки. Также копия акта обследования от 08.07.10 не вручена предпринимателю или не направлена в адрес заявителя по почте.
Кроме того, факт проведения мероприятий по контролю в отсутствие заявителя подтверждается контрольным журналом предпринимателя, в котором отсутствует запись должностных лиц администрации о проведении проверки, датированная 08.07.10.
Таким образом, мероприятия муниципального контроля проведены администрацией с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ, что в порядке статьи 20 данного закона, является основанием для отмены результатов проверки, проведенной органом муниципального контроля (администрацией).
Доводы ответчика о том, что акт обследования земельного участка от 08.07.10 не является ненормативным правовым актом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не принимаются судом, поскольку сведения, изложенные в акте, затрагивают имущественные права предпринимателя. Кроме того, на основании данных, изложенных в вышеуказанном акте, а именно о наличии на земельном участке объектов недвижимого имущества, возведенных без разрешения на строительство, администрация обратилась в Анапский городской суд с исковым заявлением к предпринимателю о сносе самовольных строений, а также об аннулировании записи о государственной регистрации права собственности заявителя на навес литер Г7, площадью 251,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Промышленная, 16, что подтверждается копией искового заявления от 17.07.10 № 09.02-1960, с отметкой Анапского городского суда о принятии.
На основании вышеизложенного, суд считает, что результаты проведенной администрацией проверки в отношении предпринимателя 08.07.10, по итогам которой составлен акт обследования от 08.07.10, являются незаконными, поскольку проведены с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ и Положения и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в вышеуказанной части требования предпринимателя являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку не соответствуют требованиям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьи 20 Закона № 294-ФЗ.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по настоящему делу возлагаются на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 49, 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 10, 16, 18, 20, 21 Федерального закона от 26.12.08 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 20.08.09 № 1055, суд
РЕШИЛ:
Изменение предмета требований принять.
Признать незаконными результаты проверки, проведенной в отношении Белинской Натальи Сергеевны 08.07.10 Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, по результатам которой составлен акт обследования от 08.07.10, поскольку проведенная проверка противоречит нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положению о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным решением Совета МО город-курорт Анапа от 20.08.09 №1055.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования город-курорт Анапа в пользу Белинской Натальи Сергеевны ОГРНИП 304230125200162, проживающей 353440, г. Анапа, ул. Ленина, д. 143, кв. 120 в возмещение судебных расходов 200 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П. Гонзус