РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 марта 2015 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Антонова Г.П., при секретаре – Зуевой О.А., с участием заявителя Порощая А.В., представителя Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Кононова Н.Г. (далее - управление жилищного обеспечения), рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего гидрографической службы Черноморского флота капитана 2 ранга Порощай А.В. об оспаривании действий заместителя начальника управления жилищного обеспечения, связанных с возложением на заявителя обязанностей по предоставлению ряда документов на получение жилищной субсидии,
установил:
Порощай обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований, просит признать незаконным требование заместителя начальника управления жилищного обеспечения, согласно которому заявителю для решения вопроса о перечислении ему на банковский счет жилищной субсидии, необходимо предоставить в орган жилищного обеспечения ряд документов.
Также заявитель просит обязать начальника управления жилищного обеспечения рассмотреть по существу его заявление о перечислении жилищной субсидии вне очереди.
В судебном заседании Порощай заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить. В обоснование заявления пояснил, что он проходит военную службу по контракту и состоит в распоряжении начальника гидрографической службы Черноморского флота, его календарная выслуга составляет более 28 лет. Также заявитель пояснил, что он с 7 сентября 2009 г. состоит в Единой автоматизированной базе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади составом семьи 6 человек, запланирован к увольнению с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям после обеспечения жилищной субсидией.
Представитель начальника управления жилищного обеспечения – Кононов в судебном заседании не признал требования заявителя и просил отказать в их удовлетворении. Обосновывая позицию должностного лица управления жилищного обеспечения, указал, что в письме направленном заявителю содержатся рекомендации по представлению ряда документов для того, чтобы включить Порощая в списки получателей жилищной субсидии. Также заявителю в письме доводится позиция Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению сохранности накоплений предусмотренных для жилищного обеспечения военнослужащих и рекомендации об открытии счета, для перечисления средств жилищной субсидии, в определенных банках Российской Федерации.
Выслушав доводы сторон и исследовав представленные доказательства, гарнизонный военный суд приходит к следующим выводам.
Абзацем 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определено, что военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого же Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам имеющим трех и более детей.
В соответствии с п. 1 и 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 510 (далее – Порядок), настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, указанным в абзацах 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданам РФ, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Из анализа приведенных выше норм права, в их совокупности, следует, что военнослужащий заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, признанный нуждающимся в жилом помещении с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, а также имеющий трех и более детей, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более вправе рассчитывать, во внеочередном порядке, на предоставление ему Министерством обороны РФ субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе и по избранному месту жительства, отличному от последнего места прохождения им военной службы, при условии существования реальной возможности и взятия им, а также членами его семьи, на себя письменного обязательства освободить и передать занимаемое ими жилое помещение органу, предоставившему это жилое помещение, с расторжением договора социального найма, который, в свою очередь, может быть с ним заключен в порядке ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно письма заместителя начальника управления жилищного обеспечения от (дата) (номер) Порощаю рекомендовано представить в адрес управления жилищного обеспечения, следующие документы: отказ от извещения о распределении жилого помещения, заявление об изменении формы обеспечения жильем в виде жилищной субсидии, заявление об отсутствии в собственности или по договору социального найма у него и членов его семьи объектов недвижимого имущества в Крымском Федеральном округе и городе Севастополе, предупреждение об ответственности при предоставлении недостоверных сведений об объектах недвижимого имущества, справку об общей продолжительности военной службы за подписью командира воинской части, оригинал справки о сдаче жилого помещения, справки с мест работы и учебы всех членов семьи и документы подтверждающие гражданство Российской Федерации его дочерей Порощай Д.А. и Порощай А.А.
Кроме того в данном письме заявителю сообщается о мнении Министерства обороны РФ по вопросу организации сохранности накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и приводятся рекомендации об открытии расчетного счета, для перечисления средств жилищной субсидии, в определенных банках Российской Федерации, после чего не смотря на изложенные в письме рекомендации, заявителю ставится условие о том, что только после выполнения предложенных ему действий будет принято решение о перечислении средств жилищной субсидии на банковский счет.
Обстоятельства прохождения Порощаем военной службы и необеспеченности жилым помещением, помимо объяснений заявителя, подтверждается исследованными в судебном заседании: справками гидрографической службы Черноморского флота от (дата) № (номер), (номер), (номер), (номер) и (номер), копией справки о сдаче жилого помещения серии АА № (номер), справкой 1997 отделения морской инженерной службы от (дата) № (номер), выпиской из приказа командующего Черноморского флота от (дата) № (номер). Данные обстоятельства представителем должностного лица в судебном заседании не оспаривались.
Выполнение заявителем требований Порядка регулирующего вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения подтверждаются исследованной в судебном заседании описью вложений в заказную бандероль с объявленной ценностью и жилищным делом Порощай. Из данных документов следует, что в адрес начальника управления жилищного обеспечения, заявителем были представлены нотариально заверенное заявление о перечислении жилищной субсидии на бланке АА № (номер) и договор заключенный заявителем с ОАО «АБ «Россия» от (дата) № (номер) об открытии банковского счета. Кроме того заявителем помимо вышеуказанных документов в управление жилищного обеспечения были представлены: справка о месте прохождения военной службы, справка о составе семьи, справка о юридическом адресе войсковой части (номер), справка о выслуге лет, сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, заверенные копии: страниц Домовой книги (номер) с регистрацией членов семьи Порощая, расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию ФЭУ ЧФ, справка о планируемом увольнении, контракта о прохождении военной службы выписки из приказа командующего ЧФ от (дата) № (номер) выписки из послужного списка, удостоверения личности, свидетельства о браке с нотариальным переводом на русский язык, решения (изъято) районного суда Севастополя об установлении факта нахождения (Ф.И.О.) на иждивении Порощая А.В., договора найма жилья, справки о сдаче жилого помещения, справки о внесении Порощая А.В. и членов его семьи в Единую автоматизированную базу учета, справки о регистрации Порощая А.В. и членов его семьи по адресу: г. (адрес), ул. (адрес), (номер), справки от (дата) № (номер) о присвоении адреса объекту недвижимости - войсковой части (номер), а также заверенные копии паспортов Порощая А.В., (Ф.И.О.)., (Ф.И.О.) и свидетельств о рождении (Ф.И.О.)., (Ф.И.О.)., (Ф.И.О.) с переводом на русский язык и свидетельств о их регистрации по месту жительства.
Из имеющейся в материалах гражданского дела и исследованной в судебном заседании распечатки по отслеживанию почтовой корреспонденции, видно, что заявитель в адрес начальника управления жилищного обеспечения, направил оригинал справки о сдаче жилого помещения, которая 12 марта 2015 г. получена адресатом.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что Порощай, признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, выполнил все необходимые условия для того, чтобы его заявление о перечислении жилищной субсидии во внеочередном порядке было рассмотрено, а рекомендации должностного лица управления жилищного обеспечения (письмо от (дата) № (номер)), которыми на заявителя возлагается обязанность предоставить ряд документов на получение жилищной субсидии – являются незаконными.
Кроме того военный суд считает необходимым отметить, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. В вышеуказанном письме от (дата) № (номер) должностное лицо управления жилищного обеспечения, обязывая заявителя предоставить ряд документов на получение жилищной субсидии, не указало ни одного нормативно-правового акта, которым предусмотрено возложение на заявителя таковых обязанностей
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 и 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление Порощай А.В. – удовлетворить.
Признать незаконными требования заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации изложенные в письме от (дата) № (номер)
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке рассмотреть по существу заявление Порощай А.В. о перечислении жилищной субсидии вне очереди.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.П. Антонов